На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Превратности искусства

Новые выставки в ГТГ достойны того, чтобы проявить к ним интерес с точки зрения системной истории искусства.

Третьяковская галерея разразилась сразу двумя персоналками. В залах Инженерного корпуса (Лаврушинский пер., 12) соседствуют «Превратности» Евгения Додонова и живописные опусы Анатолия Слепышева, не получившие заголовка. Соединение двух экспозиций в одном пространстве – дело чисто механическое и почти случайное. Параллели между биографиями никак не проводятся, а зрительские ощущения от выставок и вовсе диаметрально противоположны. В смысле не оценок, а восприятия: размашистые холсты Слепышева, любимца свободомыслящей критики в 1970–1980-е годы, ходом мысли и способом изображения отличаются от сюрсимволистских композиций Додонова, довольно давно умершего и публике практически не знакомого.

В экспозиции у Слепышева преобладают работы последнего времени, что не слишком воодушевляет. Многие зрители и до выставки сходились на том, что шестилетнее пребывание художника во Франции на пользу его творчеству не пошло. Внешне вроде бы все то же самое: лихие пастозные мазки, зияющие там и тут прогалы живописной поверхности, слабо выявленные и временами просто утопающие в красочной массе сюжеты – полный набор фирменных приемов двадцатилетней давности. Но за что раньше хвалили, за то теперь готовы укорять.

Не Франция виновата, конечно, и не переменчивость настроений публики. Пожалуй, что и никто не виноват в падении качества. Былая виртуозность кисти превращается в небрежную маэстрию, все менее оправданны гигантские форматы: зачем наращивать площадь произведения, если в его фрагментах не происходит ничего художественно интересного? К прежним запряженным лошадкам и среднерусским сельским улочкам добавились Булонский лес с Дюссельдорфским парком, но видимых изменений в манере это не повлекло. Литературщина и аллегоризм, искрой проскакивавшие и раньше, выливаются теперь в претенциозные и надуманные композиции вроде «Бегства Наполеона». Как ни странно, на выставке Слепышева, всегда слывшего прирожденным живописцем, самыми удачными оказываются акварели и тушевые рисунки. Особенно серия с охотниками: здесь есть драгоценные качества изображения, куда-то пропадающие при увеличении форматов и смене техники.

У Евгения Додонова отношения между графикой и живописью тоже напряженные, но мотивы творческого поведения совершенно иные. Путь художника, сотрудничавшего в 30-е годы с Мейерхольдом и Завадским, был надолго прерван лагерем и последующей ссылкой. По сути, экспонируются итоговые вещи, в которых автор стремился передать опыт всей жизни. Вместо нарочитого слепышевского артистизма – напряженное кропание карандашом по бумаге, бесконечное варьирование цитат, сцепление фантасмагорий, выверенных до миллиметра и хаотичных одновременно. Когда сотни рисунков дистиллируются в полотно (живописные работы у Додонова были крайне редки: слишком большое значение он им придавал), окончательно уходит дыхание свежести, и так не слишком ощутимое. В принципе дело вкуса: у предлагаемого типа изображения есть немало искренних приверженцев. Если вы склонны к разгадыванию ребусов и умозрительным метафизическим построениям, если вас не смущает синтез древнерусской фрески с «формулами» Филонова и провокациями Сальвадора Дали, то Евгений Додонов – художник для вас.

Кроме занятий собственным искусством он активно преподавал у себя в мастерской и был, судя по отзывам, весьма харизматическим педагогом. Через его уроки с той или иной степенью погруженности прошли художники, чьи имена сегодня на слуху: Владимир Брайнин, Максим Кантор, Ирина Нахова, Владимир Сальников. Следов додоновского преподавания у них практически не сыщешь (ближе других к своеобразному аллегорическому экспрессионизму стоит, пожалуй, Кантор, чья выставка проходила в том же зале около года назад). Да и вообще, сейчас так не носят: работы Евгения Додонова плотно, без зазоров укладываются в свое время и в свой контекст – в андерграундные 60-е. Укладываются достаточно хорошо, чтобы проявить к ним интерес с точки зрения системной истории искусства.

Новости и материалы
В Тульской области уничтожили более 10 беспилотников ВСУ
США отменили репатриационный рейс для венесуэльцев
Посол отверг обвинения Германии в причастности России к кибератакам
Ротенберг: канадские хоккеисты перестали развиваться из-за отстранения России
В четырех столичных аэропортах сняли ограничения на полеты
СМИ сообщил о тайных переговорах ФБР с Умеровым
Тренер сборной России по лыжным гонкам назвал шведского спортсмена беспринципным человеком
В Нахичевани более 20 человек отравились угарным газом
Жителям Ленобласти дали совет в преддверии праздников на фоне проблем с интернетом
Петру Яну подарили иномарку в честь победы над Двалишвили
Турция начала строительство космодрома на побережье Сомали
Путин пригласил президента Ирака в Россию
Юрист объяснил, могут ли вас уволить за отказ идти на корпоратив
Педофилы изнасиловали школьниц в петербургской сауне и продали подросткам мефедрон
Стало известно, что перевозило атакованное в порту Одессы грузовое судно
Скончался заслуженный артист Казахстана Олег Прядко
Суд изъял дебиторскую задолженность Google France на сумму более полумиллиарда евро
Заседание группы «Рамштайн» по Украине состоится 16 декабря
Все новости