На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Глупей «Милорда»

Вручена Большая литературная премия России.

Глумиться над писательскими союзами грешно. Более того, это просто пошло, ибо кто только над ними не издевался, начиная от Булгакова с его МАССОЛИТом и заканчивая Юрием Поляковым с его «Козленком в молоке». Но несмотря на все насмешки, профобъединения инженеров человеческих душ никуда не делись. Наоборот, их стало очень много. Некогда единый Союз писателей не только располовинился на Союз писателей России и Союз российских писателей (в просторечии — почвенный и демократический), но и вызвал к жизни трудноисчислимое количество более мелких объединений.

Наличие множества конкурентов отнюдь не мешает писательским профсоюзам функционировать и частенько напоминать о своем существовании. Правда, чаще всего наследники обращают на себя внимание не потрясающими общество книгами, а скандалами, связанными с переделом собственности Союза писателей СССР, вроде пресловутой тяжбы из-за «дома Ростовых». Однако случаются и приятные исключения, имеющие непосредственное отношение к литературе.

30 октября 2002 года в Союзе писателей России (почвенном) вручали премию, которая называется ни больше ни меньше как Большая литературная премия России. Эта награда существует второй год и в материальном выражении, несмотря на пафосное название, довольно скромна: первая премия — 15 тысяч долларов, вторая, присуждаемая исключительно якутским писателям (спонсор премии — компания АЛРОСА) — 10 тысяч, третья — 5 тысяч.

Вроде бы вполне достойное событие, отнюдь не предполагающее сарказма. Большинство писателей у нас в стране сложно назвать зажиточными людьми, и 2,5–5 тысяч долларов (а именно столько получили лауреаты, поскольку все три премии были разделены между двумя-тремя авторами) — для них сумма изрядная. Стремление АК АЛРОСА поддержать якутскую литературу выглядит, безусловно, достойно.

Забота о судьбах российской словесности, переживающей не лучшие времена, дело благородное, и из-за благой цели вполне можно было закрыть глаза и на неуместно претенциозное название, и на неумеренный пафос речей, которые, казалось, писались при помощи «Торжественного комплекта» Остапа Бендера, с использованием крайне ограниченного набора слов – «Россия», «великий», «духовность», «лучший», «православие», «русская литература» и, памятуя о спонсоре, «Якутия».

Однако итоги награждения в очередной раз заставляют констатировать, что на самом деле тут никакой заботой о литературе и не пахло. Пахло заботой о ближнем своем. Список лауреатов в очередной раз продемонстрировал основную проблему современных писательских союзов — кулуарность и замкнутость на себя. Как невесело шутил М. Жванецкий: «Они образовали замкнутый цикл без выхода продукции наружу».

Первую премию поделили три автора — Владимир Костров за книгу стихов «Песня, женщина и река», Альберт Лиханов за роман «Никто» и повесть «Сломанная кукла» и Виктор Николаев за повесть «Живый в помощи».

Первый является председателем Международного Пушкинского комитета и известным функционером СПР. Альберт Лиханов тоже уже давно славен не писательской, а общественной деятельностью. Впрочем, его роман «Никто» заслуживает отдельного упоминания. Как известно, Лиханов — писатель одной темы. Уже почти сорок лет он пишет исключительно про детские невзгоды. Так и в новом романе мальчик-сирота случайно знакомится с бандитом, попадает в шайку, становится доверенным лицом главаря и в итоге гибнет. Причем он остается добрым и хорошим мальчиком, который только и хочет что помочь родному детдому. Он и гибнет-то потому, что теряет время на рассылку детским домам миллионов, оказавшихся у него после смерти главаря.

Самый большой проступок писателя — опошление серьезных вещей. История Юрия Деточкина, рассказанная без тени иронии, как минимум заставляет сомневаться в том, что «Никто» — лучший роман 2001 года.

Третий лауреат, Виктор Николаев, имеет неоспоримое преимущество перед остальными — читателей. Бывший майор ВДВ, прошедший Афганистан и многие другие «горячие точки», написал книгу об афганской войне, которая была несколько раз издана общим тиражом более 100 тысяч экземпляров. Но опять-таки вопрос, почему повесть, впервые изданная в 1999 году, оказалась среди лауреатов премии за лучшее литературное произведение 2001-го, остается без ответа.

Впрочем, беда не в том, что литературные премии у нас в стране существуют «для своих». Беда в том, что литературы за премиями все меньше и меньше. Юрий Поляков когда-то довольно точно зафиксировал ситуацию: «Мы живем в эпоху литературных репутаций, нахально пытающихся заместить собой собственно литературу». А пока наши союзы писателей выясняют, кто из них своим творчеством спасает духовность России, мужик несет с базара совсем другие книги.

Новости и материалы
В Совфеде оценили возможность возобновления переговоров между Россией и Украиной
Еще одна европейская страна заблокировала введение антироссийских санкций
Турэксперт оценил идею запретить россиянам поездки в страны НАТО
В Симферополе люди ехали в автобусе с мертвой пассажиркой
Крис Дженнер кардинально сменила имидж
iPhone 4s превратили в Sony PlayStation
Лиза Моряк снялась с матерью, сестрой и дочерьми для обложки журнала
Импорт легковых машин с пробегом в Россию из Японии снизился на 10%
Жительница Камчатки выиграла в лотерею 15 млн рублей
Число пострадавших при обстреле Масловой Пристани выросло
Врач назвал четыре продукта для полезного завершения приема пищи
Не стало тренера «Бока Хуниорс»
Дмитрий Колдун показал, как они с женой изменились за 24 года отношений
Зеленский заявил, что ракеты Tomahawk заставят русских «протрезветь»
Жена Цекало показала фигуру в бикини на фоне слухов об использовании «Оземпика»
Укушенная уличным котенком петербурженка чуть не осталась без вакцины от бешенства
Большинство американских геймеров оказались неплатежеспособными
Освобождавшего Курскую область солдата оставили без гражданства России
Все новости