На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Ножи под трауром

«11 сентября», сборник короткометражек ведущих режиссеров, посвященных атаке на WTC, оказался крайне неоднозначным для мемориально-траурного проекта.

Хронометраж 11.09.01. Минуты, секунды и один кадр. Тема ясна. Сочинения по заданию французского продюсера Алена Бригана написали 11 режиссеров из 11 стран, включая весьма значительные имена – Имамура, Кен Лоуч, Шон Пенн, Самира Махмальбаф… Каждую короткометражку предваряет кадр с картой мира, на которой помечена география проживания режиссеров и пульсирует красным точка – Нью-Йорк.

Конечно, «11 сентября» (11.09.01) — идея напрашивающаяся. Ведь художники должны идти в ногу со временем. Однако оказалось, что идти-то они готовы, но только не в ногу. Вместо предсказуемых «скорбного молчания» и «решительного осуждения» режиссеры предпочли свободное высказывание. На 11 короткометражек набралось как минимум две безусловных художественных удачи, два ярких политических манифеста, целый букет метафор и один совершенно неожиданный анекдот.

Больше всех напугал мексиканец Иньяриту, больше всех умилил гражданин Буркина-Фасо Уэдраого, сильнее всех удивил Пенн.

Сразу же после премьеры на прошлогоднем Венецианском кинофестивале критика (с изумлением, одобрением, негодованием – кто как) отметила общий недоброжелательный тон картины по отношению к Америке. Под траурным платьем фильма оказалось спрятано несколько ножей. Бескомпромиссный Кен Лоуч и ливанец Юсеф Шахин открытым текстом напомнили Америке о тысячах жертв ее внешней политики по всему миру. Индианка Мира Наир пристыдила американцев за ханжество. Махмальбаф и Имамура ограничились философскими намеками о позорности любой войны. Но, конечно, поддержать террористов, хотя бы даже ради провокации, никто не решился.

Совершенно сбивает с толку Уэдраого, рассказавший забавный анекдот про африканских мальчишек, решивших изловить бен Ладена, получить награду от американского правительства и отправить на эти деньги всех детей Буркина-Фасо учиться в школу. Сюжет получился не только смешной, но и совершенно из другой реальности.

То, что всему миру кажется грандиозной катастрофой, изменившей ход истории, для африканских ребят – приключение сродни погоням из «Неуловимых мстителей».

Еще больше поразил Шон Пенн. Хоть он-то должен был вставить что-нибудь звездно-полосатое. Так нет же. Американский актер и режиссер придумал, возможно, лучшую из всех историю, которую даже пересказывать грех. Скажем только, что разрушение башен открыло для героя Пенна истину во всей ее красоте и ужасе. Причем эта истина не имеет никакого отношения к международной политической ситуации. Пенн поставил рядом масштаб исторический и человеческий. Решите-ка, какой из них больше. В принципе, примерно о том же рассуждают и Махмальбаф, и Лелуш, и Уэдрагао, но Пенн сделал работу наиболее внятную, лаконичную и сильную.

Следовало ожидать, что кто-нибудь да построит свое высказывание на фрагментах хроники. Этим человеком оказался Иньяриту. Путь, прямо скажем, очень скользкий, спекуляции прячутся за каждым поворотом. Документальные кадры в этой ситуации настолько самодостаточны, что никаких художественных дополнений уже не требуется. Но Иньяриту все-таки справился.

Почти девяносто процентов его эпизода экран остается темным. Лишь изредка под шум радио- и телефонных переговоров вспыхивают кадры – люди прыгают из рушащегося здания.

Иньяриту вытащил из этой темы чистое и острое отчаяние и воспроизвел его так убедительно, что становится не по себе.

Разумеется, режиссеры не согласовывали между собой концепцию фильма. Это осталось на совести автора идеи и продюсера. Подвести общий знаменатель, расставить фрагменты так, чтобы вышла мозаика, Бригану все-таки не удалось. Кроме банальных «терроризм ужасен» и «священных войн не бывает», «у всякой палки — два конца» и «будем помнить обо всех жертвах насилия», он ничего не придумал. Такое даже не может считаться резюме.

Но, как ни странно, этот рыхлый подход обернулся удачей. Коллективного письма не получилось — и слава богу. Каждый остался при своем и позволил высказаться другому – что может быть лучше в беседе умных и талантливых людей.

Но обязательным для просмотра «11 сентября» делает не это. Наблюдать за попытками искусства совладать с реальной трагедией весьма поучительно. Режиссерское тщеславие, абстрактные политические концепты и прочая шелуха обжигаются в пламени 11 сентября, и выживают только самые честные и самые страстные из фильмов. Удивительно, что их оказалось так много – два или три.

Увидеть их можно в кинотеатре «МДМ-кино» с 11 сентября

Новости и материалы
Белый дом начал сокращения федеральных служащих на фоне шатдауна
Замдиректора телеканала «Санкт-Петербург» арестовали по делу о хищениях
Первая леди США сообщила о воссоединении восьми украинских детей с семьями
Педофил на испытательном сроке соврал о своем возрасте и поступил в школу
В Румынии обнаружили почти 1 млрд фальшивых евро
Бой Бетербиева с американцким боксером отменен
В Белгородской области три человека пострадали из-за атаки ВСУ
Магнитная буря может начаться на Земле 12 октября
ВС РФ уничтожили 40 бойцов ВСУ, готовящихся к отправке на передовую
Рассекречен новый Volkswagen Unyx
Голевая передача звезды «Вашингтона» принесла «Металлургу» победу над «Торпедо»
Медведев поблагодарил КНДР за подвиг корейских военных
Россияне стали чаще интересоваться сельским туризмом
Губернатор Подмосковья поддержал инициативу об отмене ОМС для трудоспособных безработных
Трамп поблагодарил Путина
Сборная России объявила стартовый состав на матч с Ираном
Дуров предупредил европейцев о «Конце свободного интернета»
Зеленский сообщил, что Украине скоро передадут замороженные активы
Все новости