На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Три кита» всплыли в суде

Следователь МВД Павел Зайцев, расследовавший скандальное дело о контрабанде мебели в торговых центрах «Гранд» и «Три кита», получил условный срок за незаконные обыски и аресты сотрудников мебельных фирм. И, хотя приговор можно считать легким испугом, Зайцев намерен его обжаловать.

В понедельник следователь по особо важным делам, расследовавший дело о реализации контрабандной мебели в торговых центрах «Гранд» и «Три кита», признан виновным в превышении должностных полномочий. Со второго раза Мосгорсуд признал, что Зайцев незаконно провел 12 обысков в рамках «мебельного дела» в ноябре 2000 года. Обыски прошли у руководителей фирмы «СЭФ-Транс» Андрея Стрипкова и Павла Саенко, а также у их родственников, якобы причастных к поставкам мебели в крупные торговые центры столицы.

По данным Генпрокуратуры, закрывшей дело о контрабанде, к моменту обысков у следователя Зайцева еще не было доказательств того, что Саенко и Стрипков перевозили контрабандный товар.

«Мебельное дело» началось летом 2000 года, когда ГТК расследовал деятельность крупного предпринимателя Сергея Зуева, ввозившего в Россию мебель для магазинов «Три кита» и «Гранд». Сотрудники Главного управления по борьбе с контрабандой ГТК обвинили бизнесмена в использовании фирм-однодневок, недостоверно декларировавших импорт и недоплативших $5 млн таможенных пошлин за мебель. Долг должны были вернуть глава ООО «Альянс-95» Андрей Латушкин, гендиректор ООО «Электро М» Юрий Чуриков и руководитель ООО «Ламакс», владелец «Трех китов» и совладелец «Гранда» Сергей Зуев. Однако предприниматели заплатили только половину требуемой суммы. Тогда материалы дела о контрабанде были переданы из Таможенного комитета в Следственный комитет МВД России, дело было поручено следователю по особо важным делам Павлу Зайцеву.

По данным ГТК, экономический ущерб государства от контрабанды мебели и ее реализации в «Трех китах» и «Гранде» в 1999–2000 годах составил не менее $8 млн.

Уголовное дело, расследуемое Зайцевым, было возбуждено 7 сентября 2000 года. Следственный комитет вышел на многие причастные к контрабанде фирмы. В частности, под подозрение попала фирма «СЭФ-Транс», которую возглавляли Андрей Стрипков и Павел Саенко. Но прямых доказательств против руководителей фирмы в МВД не было. Тем не менее Зайцев провел в «СЭФ-Трансе» обыски, не имея на это письменного разрешения, и задержал двух человек: сотрудницу фирмы Алину Пирогову и бывшего работника таможенного терминала «Наро-Фоминский» Виктора Емельянова. Косвенными уликами против них стали телефонные книжки Пироговой, в которых были указаны номера телефонов «Трех китов» и «Гранда», а также содержались указания, как себя следует вести на допросах.

Однако уже через полгода, 7 мая 2001 года, Генпрокуратура прекратила «мебельное дело» «за отсутствием состава преступления». После этого в Генпрокуратуре занялись расследованием действий следователей, которые вели дело.

Генпрокуратура сначала занялась сотрудниками ГТК Александром Волковым и Маратом Файзулиным: таможенников обвиняли в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий. По мнению прокуратуры, Волков и Файзулин неправомерно наложили санкции на владельца «Трех китов» Сергея Зуева, так как последний якобы не имел отношения к фирмам, контрабандно ввозившим мебель. А 20 декабря 2001 года уголовное дело было возбуждено уже в отношении Павла Зайцева. По версии Генпрокуратуры, проведенные им обыски и задержания в фирме «СЭФ-Транс» были незаконными.

Отношения между Генпрокуратурой и ГТК накалились настолько, что в мебельно-таможенное дело пришлось вмешаться Госдуме и президенту.

Депутаты нижней палаты парламента подали запрос о возобновлении следствия по делу о контрабанде мебели в «Трех китах» и «Гранде», жалуясь на необоснованное закрытие уголовного дела Генпрокуратурой. И в конце января 2002 года Владимир Путин поручил расследовать дело «Трех китов» независимому следователю Леноблпрокуратуры Владимиру Лоскутову. С тех пор об успехах в расследовании больше ничего не слышно, а торговые центры продолжают успешно работать, постоянно расширяя сеть своих магазинов.

Хотя дело о мебели затихло, «дело следователей» продолжало развиваться.

5 сентября 2002 года Мосгорсуд, слушавший дело сотрудника МВД Павла Зайцева, полностью оправдал его по двум статьям (незаконное задержание и превышение служебных полномочий). Тогда решающими для Зайцева стали слова свидетелей, которые сообщили на суде, что руководители фирмы «СЭФ-Транс» Андрей Стрипков и Павел Саенко скрывались от следственных органов и не желали являться в Следственный комитет на допрос, а их родственники отказывались сообщить об их местонахождении. Поэтому следователь Зайцев и вынужден был прибегнуть к обыскам.

26 февраля 2003 года по протесту прокуратуры Верховный суд отменил оправдательный приговор Зайцеву и направил дело на новое рассмотрение.

Однако решение Верховного суда не повлияло на оправдательный приговор, вынесенный 4 июня сотрудникам ГТК Александру Волкову и Марату Файзулину, также обвиняемым в превышении служебных полномочий по делу о взыскании долга в размере $5 млн с трех предпринимателей, в том числе владельца «Трех китов» Сергея Зуева. (Зуев неоднократно заявлял, что таможенники шантажировали его, вымогая деньги и обещая в случае сговорчивости закрыть заведенное против него уголовное дело.)

В деле против таможенников тоже не обошлось без скандала.

Незадолго до вынесения приговора, 27 мая 2003 года, в госпитале им. Бурденко был убит ключевой свидетель обвинения, который должен был выступать на суде против таможенников, — отставной капитан первого ранга, 63-летний руководитель Ассоциации импортеров мебели Сергей Переверзев. А 3 июля 2003 года из-за острого аллергического синдрома непонятной природы скончался депутат и журналист Юрий Щекочихин. По словам коллег, у него были доказательства причастности заместителей генпрокурора Колмогорова и Бирюкова к делу о взятках в мебельных центрах «Три кита» и «Гранд». «Юрий Петрович говорил, что в результате этих махинаций было скрыто около 10 миллионов долларов», — сообщили коллеги умершего журналиста. На фоне этих событий Генпрокуратура попыталась отменить оправдательный приговор Файзулину и Волкову, однако Мосгорсуд 30 сентября 2003 года подтвердил законность действий таможенников.

В это же время, с 26 августа 2003 года, в Мосгорсуде шел второй процесс по делу «Трех китов»: во второй раз начали судить следователя МВД Павла Зайцева. Он снова не признавал своей вины в якобы незаконных обысках и аресте сотрудников фирмы «СЭФ-Транс», ссылаясь на то, что обыски были одобрены на оперативном совещании в Следственном комитете МВД и замначальника следственной части Василий Зимарин дал ему устное разрешение на обыск. Однако суд счел, что по закону Зайцев должен был получить письменное указание. Суд решил, что следователь виновен еще и потому, что во время восьми обысков Павел Зайцев не обнаружил ничего, имеющего отношения к делу «Трех китов», а в ходе двух других — изъял вещи, не имевшие отношения к делу о контрабанде.

Гособвинитель, однако, отказался обвинять Павла Зайцева в незаконном задержании Алины Пироговой и бывшего таможенника Виктора Емельянова, подозреваемых в контрабанде.

Мосгорсуд решил, что обыски Зайцев провел не из карьеристских побуждений, а исключительно из служебного рвения. И приговорил следователя к двум годам лишения свободы с условным сроком отбывания наказания.

Условный срок Зайцев получил еще и потому, что до дела «Трех китов» он был примерным следователем и подобных инициатив не проявлял. Наконец, судью смягчило то, что у Зайцева есть несовершеннолетний ребенок.

По мнению судей, следователь сможет исправиться без тюремного заключения, продолжая работать в структуре МВД.

Сам Павел Зайцев так и не признал себя виновным. В понедельник адвокат подсудимого Александр Гофштейн заявил журналистам, что намерен обжаловать данный приговор.

Новости и материалы
В Одессы загорелось грузовое судно после прилетов по порту
Меркель объяснила, почему отказалась от своего фирменного жеста
Россиянам объяснили, когда пациент может пожалеть о пластике
Цена фьючерса на серебро обновила исторический максимум
Белые медведи «меняют ДНК», чтобы выжить в глобальное потепление
УЕФА не изменил позицию по допуску сборных России даже на уровне молодежных команд
В ДНР мирная жительница пострадала в результате атаки ВСУ
Хирург объяснили, как ринопластика влияет на возможность забеременеть
Бельгия назвала условие для согласия на конфискацию замороженных активов РФ
Синоптик сообщил, что по Москве «ударил минус»
Популяризатора космонавтики Егорова признали иноагентом
«Феминистка, но по-своему»: Меркель рассказала о гендерной несправедливости в Германии
Генсеку НАТО ответили на призыв готовиться к войне в Европе
Россиянин облил горючим свою мать и малолетнего сына, а затем попытался их сжечь
Власти оценят ущерб имуществу граждан после падения БПЛА на парковке ТЦ в Твери
Политолог объяснил, почему ЦБ подал иск к Euroclear
Лыжница Степанова объяснила решение не подавать заявку на нейтральный статус
МРОТ в 2026 году почти на треть превысит прожиточный минимум
Все новости