На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Бабушка швейцара бессмертна

Выставка классика современного искусства Дэвида Салле монтирует женщин с паровыми машинами и раскалывает миры повседневных впечатлений.

Про Дэвида Салле не принято говорить без слов «дискурс», «интенция» и «конвенциональность». Отчасти это связано с привычкой арт-критиков к философскому лексикону, почти как у колхозников к мату. Но дело еще и в другом. В случае с Салле важно подчеркивать интеллектуальную составляющую его творчества, потому что иначе выйдет чересчур бесхитростно, что ли. Ведь больше двадцати лет имя этого художника начертано на знамени обновленного постмодернизма, а значит, все у него должно быть по-взрослому, без сопливой лирики и расплывчатой интуиции. При помощи наукообразных выражений автору приписывается метод, которому тот будто бы неотступно следует. Дэвид Салле не отказывается: да, метод есть, только поди разбери, как он соотносится с чужими практиками и куда ведет в перспективе. Своими комментариями художник постоянно снижает пафос — и, кажется, делает это искренне.

Сегодня Салле – чистый живописец, хотя начинал когда-то с видеоарта и фотоколлажей. Эволюция, между прочим, совершенно обратная нашим передовым исканиям последнего десятилетия.

Нью-йоркского мэтра по-прежнему занимает изобразительный язык, адекватный современности, однако он давно преодолел искушение модными технологиями. Пока вокруг твердят, что живопись окончательно убита фотографическими, киношными и дигитальными образами, этот любимец продвинутой критики спокойно адаптирует медийные приемы к живописанию. Вроде бы ход не новый: нынче навалом работ, где красками по холсту имитируются, допустим, телевизионный кадр или картинка с компьютерного монитора. Но это больше из области стеба, а у нынешнего нашего гостя искусство столь же серьезное, сколь ироничное. И почти монументальное.

Для первой московской персоналки привезены восемь произведений. Хотя как считать, ведь опусы художника часто составлены из двух-трех автономных изображений, втиснутых в общую раму. Принцип монтажа остается здесь основополагающим, то есть совокупность фрагментов у Дэвида Салле заведомо значительнее их арифметической суммы. Откуда берется приращение смыслов, сразу не сообразишь, поскольку фрагменты сочетаются по схеме «в огороде бузина». Когда два цветка, раскрытая книга и голый мужской торс образуют композицию с названием «Чтение» – это ладно, переварим как-нибудь. Но вот триптих из веточек чертополоха, фруктового натюрморта и другого торса, уже женского, именуется «Паровая машина». Тут-то что прикажете ощущать?.. В действительности художник не подразумевает верных ответов. Если это и ребусы, то такие, где комбинации знаков должны завораживать сами по себе. Как у Швейка в загадке: «Стоит четырехэтажный дом, в каждом этаже по восьми окон, на крыше – два слуховых окна и две трубы, в каждом этаже по два квартиранта. В каком году умерла бабушка швейцара?». В данном случае правильным ответом будет: «Бабушка швейцара бессмертна».

Вот что подразумевает Салле: всякая голова – проходной двор для визуальности. Прямым зрением мы можем наблюдать за дорогой, периферийным – за девушкой в соседнем авто, при этом на сетчатке глаза будет медленно гаснуть вспышка от яркой рекламы, а в памяти по прихотливой ассоциации мелькнет сцена из прошлогодней поездки в Анталью.

Такой одномоментный набор нам не кажется странным, мы его даже не фиксируем. А Дэвид Салле работает с этим феноменом, придавая ему фундаментальность. И для него несущественно, родился ли образ из воспоминания, из натурного впечатления или из месива на телеэкране в процессе переключения каналов. Главное, чтобы при монтаже эти картинки давали эффект – нет, не рекламный или политический, как у конструктивистов, а скорее чувственный. Кто-то возразит, что такая задача успешно решается в кинематографе, а живопись для этого слишком архаична и неповоротлива. Но Салле подобными доводами не проймешь. В его системе координат Ахиллес никогда не догонит черепаху.

«Расколотые миры. Принципы монтажа». В Stella Art Gallery (Скарятинский пер., 7) до 15 августа.

Картина дня
Новости и материалы
Россиянам рассказали, как вывести токсины и шлаки из организма
В Уфе на видео попало, как спешившая в больницу скорая перевернулась в ДТП
Путин присвоил звание Героя Труда первому вице-президенту РФС
Россиянин расстроился и расстрелял машину с людьми
Путин уверен в искренних намерениях Трампа по разрешению конфликта на Украине
Пять человек обвинили в хищении 37 млн рублей у агентства телерадиовещания Петербурга
Петербургская пенсионерка «задекларировала» у мошенников почти 7 млн рублей
Путин рассказал о двух ценных подарках на день рождения
Токаев предложил Путину обсудить строительство электростанции в Казахстане
Российский подросток разжигал угли для шашлыка бензином и оказался в больнице
В Норвегии опасаются срыва переговоров с Россией о треске
Путин анонсировал выпуск нового оружия
Стало известно, от каких пятилетних автомобилей избавляются россияне
Стало известно, где похоронят певца Амирамова
Названы лучшие смартфоны стоимостью до 12 тысяч рублей
Журналисты раскрыли размер пенсии покинувшей Россию Пугачевой
Генсек СНГ Лебедев снова назначен на должность
Путин раскрыл, как Россия ответит на поставку ракет Tomahawk Украине
Все новости