На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Запад учит нестяжанию

Первая московская биеннале современного искусства переходит от латентной фазы к явному фонтанированию.

За несколько ближайших дней пооткрывается львиная доля выставок из основного проекта, специальной и параллельной программ Биеннале. На пресс-конференции, собранной по этому случаю в бывшем музее Ленина, сам факт реализации планов преподносился как большая победа. Хотя с определенного момента, когда министерство культуры выделило бюджет и назначило ответственных, вряд ли речь могла идти о срыве мероприятия.

Нынешняя интонация больше похожа на кокетство: мол, такая грандиозная задача, мало кто верил в успех, а вот же справились.

Список событий биеннале действительно длиннющий, но нельзя сказать, что организаторы вынесли его исключительно на своих плечах. Многие галереи работали над своими выставками автономно, не особенно рассчитывая на поддержку из штаба. Официальная верхушка, состоящая из шести международных кураторов, занималась в первую очередь проектом «Диалектика надежды» – опусами четырех десятков молодых авторов из разных концов планеты. Этим творениям, экспонированным в МУАРе, музее Ленина и еще на станции метро «Воробьевы горы», отведена представительская роль: они содержат главный биеннальский мессидж.

В чем конкретно он состоит, до конца так и не ясно.

Судя по косвенным признакам, хотя бы по частоте упоминаний, доносившихся из-за стола президиума, упор сделан на противостояние духу коммерциализации. Забавно, что деликатные упреки в адрес охваченных стяжательством россиян раздавались из уст прежде всего иностранных кураторов. То есть при коммунизме нас пилили за отсутствие рыночных отношений, а теперь мы получаем по шапке за излишнее рвение на этом пути. Что угодно может измениться в мире, только не назидательная интонация, с которой Запад обращается к нашей слаборазвитой сверхдержаве.

Среди тех самых «диалектических» художников много имен, которые ничего не говорят нашему зрителю, но есть и фигуры со звездным статусом – например, британец Джереми Деллер, совсем недавно получивший на родине престижную премию Тернера. Россию представляют шесть авторов, чья известность до сих пор не выходила за цеховые пределы. Исключение составляют, пожалуй, только Мизин с Шабуровым – персонажи в последние годы весьма раскрутившиеся. Из звезд безусловных, занимающих прочные позиции в мировой иерархии, составлен особый список с грифом «специальные гости».

В Музее архитектуры свою инсталляцию из замороженных телогреек представит француз Кристиан Болтански.

В ГМИИ имени Пушкина продемонстрируют нашумевшую несколько лет назад видеоинсталляцию Билла Виолы «Приветствие». Мысленное присутствие на биеннале Ильи Кабакова будут символизировать «Веревки», развешанные в бывшей его мастерской на Сретенском бульваре.

Сравнительно недавнее андерграундное бытование искусства найдет отражение в проекте «Квартирные выставки». Разумеется, все былые флэты и сквоты воссоздать теперь невозможно, в ряде случаев и адресов таких не осталось на карте, но кое-что все же продемонстрируют и за пределами символического «поминальника», расположившегося в РГГУ. Примерно о том же, но на другом материале, поведает третьяковская выставка «Сообщники», посвященная коллективным и интерактивным тенденциям конца прошлого века. Удостоверить значимость «подполья» призван альбом «Московский концептуализм», презентация которого также произойдет в рамках биеннале.

Любителям зимнего туризма предлагается в воскресенье посетить «Арт-Клязьму», где на один день будет воссоздана атмосфера ландшафтного фестиваля. А самые отчаянные могут даже дернуть в Коломну: тамошняя галерея «Лига» числится в списке объектов биеннале. В самой столице событию отданы практически все известные науке выставочные площадки – ЦДХ, Музей современного искусства, XL, «Риджина», «Айдан», ГЦСИ… Проще перечислить исключения. Появляются и новые адреса: только что открылась галерея Гари Татинцяна на Ильинке, где показывают качественное американское искусство, с которым соседствует симпатичный проект «Северный изобразительный стиль», где прослежены аналогии между классическим авангардом и образцами фольклорного творчества.

По словам Михаила Швыдкого, на все про все истрачено 53 млн бюджетных рублей. Много это или мало, сказать затруднительно, но сам факт государственной поддержки говорит о серьезности намерений. Москва явно стремится врасти в сегодняшний мировой контекст, который до сих пор без нее обходился. Процесс этот долгий, но кое-какие его плоды можно будет пожинать уже в скором времени. Во всяком случае, на перспективу биеннале-2007 организаторы смотрят с оптимизмом.

Новости и материалы
Путин высказался о судьбе России
Медведев вышел в полуфинал «Мастерса» в Шанхае
Крупнейший российский производитель танков перешел на четырехдневку
Тайный свидетель выдвинул новое обвинение экс-судье Момотову
Больницу оштрафовали за то, что уборщик проводил пациентам ЭКГ
Путин заявил, что Россия и США остаются в рамках договоренностей на Аляске
УЕФА не допустил сборную России на Евро
Стало известно, кто был в карете скорой помощи в момент жесткого кульбита
Двух депутатов бундестага лишили иммунитета
Путин заявил, что СНГ не утрачивает своего значения
Путин заявил, что у России и Азербайджана не было кризиса в межгосударственных отношениях
Путин высказался о работе филиалов российских вузов в Таджикистане
Скорая помощь перевернулась на перекрестке в Уфе и попала на видео
Женщина выстрелила в незнакомку за то, что она не поблагодарила ее за придержанную дверь
Захарова ответила на признание Украиной Сусанина имперской пропагандой
Украинский военный получил 15 лет колонии за вторжение в Курскую область
Путин заявил, что Россия заинтересована в иностранной рабочей силе
Началась пресс-конференция Путина по итогам визита в Душанбе
Все новости