На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Джохар Сусанин и компания

Во второй части проекта «Москва--Варшава» опускают зрителя на четвереньки, качают мышцу под Маяковского и сводят исторические счеты.

На следующий день после открытия в Третьяковке первой части проекта «Москва--Варшава» случился еще один вернисаж. В Государственном центре современного искусства открыли вторую серию выставки – «P.S. За красным горизонтом», посвященную самому что ни на есть современному искусству России и Польши.

За нашу сборную выступили звезды – не все, но многие из тех, кого считают таковыми: Олег Кулик, Ольга Чернышева, Владислав Мамышев-Монро и прочие. От польской стороны… кто их разберет? Про польских художников у нас почти ничего не известно, причем – не только про современных.

Попросите знакомых назвать кого-нибудь из поляков, зарекомендовавших себя на ниве изобразительного искусства. «Пш-, вж-, -ский. Данных не обнаружено. Измените критерии поиска». Так что остается верить организаторам.

Мол, этот известный, а тот популярный. Положение не очень выгодное. Поскольку жестких критериев качества в области современного искусства пока не выработано, то приходится находить точки отсчета. Например, в творчестве самого художника. Скажем, понятно, насколько отличен Кулик сегодняшний от Кулика 1990-х годов: он уже не изображает собаку, не кусает прохожих, он теперь заставляет зрителя проползти на четвереньках через низенький вход в свою новую инсталляцию, где показывает не новые, но модифицированные свои работы. Это художник с собственной мифологией, которая работает на него.

А вот что делал раньше Ярослав Козакевич, не знаем. И его миниатюрные овечки, выстроенные в круг на столе, обитом зеленым бархатом, на первый взгляд лишь забавны. Если бы московский зритель знал, что этот автор часто обращается к теме Каббалы, космологии и холизма, наверняка его восприятие поменялось бы.

Конечно, единые критерии качества существуют. А уж если тема знакомая, то разобраться намного проще, к тому же радость узнавания соцлагерных мотивов напоминает о сорока годах опасной связи между славянскими народами. С ликованием имперского интернационалиста опознаешь в живописных полотнах Роберта Маченюка героев и пейзажи из мультфильмов советского детства. И новое обращение к Маяковскому в плакатах и видео Петра Выжиковского кажется почти аутентичным: молодые люди строят пирамиды из тел, накачивают мышцу на тренажерах совершенно конструктивистского вида, декламируют «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу!». Фокус в том, что при всех атрибутах авангарда первой волны ощущение сегодняшнего времени не теряется.

И культ здоровья, и вечное «Кто там шагает правой?» — все наводит на мысли о том, что перед нами симбиоз люберецкой качалки времен перестройки и «Идущих вместе». Очень перспективное соединение.

Тему «Communostalgie» подхватывают Ирина Корина, Юрий Шабельников и другие. Присутствует и ирония по поводу прошлого или, скажем, национальной символики: действительно остроумные «Польские орлы» Войцеха Засадни сродни тем объектам, которые вызвали возмущение радикально православной общественности на выставке «Россия 2».

Случились и неожиданности. Во время вернисажа в здание ГЦСИ пробрался человек в черной бороде на резинке, тулупе и валенках. Он, нервно оборачиваясь, прилепил на стены несколько самодельных вывесок: «Ulica Djohara Susanina». Переводить надо?

Вот это действие и оказалось кульминацией. В нехитрой игре смыслов, подсказанных политической ситуацией, отлилась многовековая наша с поляками борьба-дружба. Логика событий видится такая. Госдума назначает вместо 7 ноября праздник победы над «польско-литовскими интервентами». Польша, захлебнувшаяся чеченскими беженцами, в силу изменения этнического состава называет одну из улиц именем первого чеченского президента. Слово за слово… Один из актуальных художников сходит с ума и в роли инфернального Деда Мороза все исторические счета лепит двусторонним скотчем на стену. Разрушенный Смоленск, Катынь, костромские болота вместе с пактом Молотова--Риббентропа – все туда, в котел славянского братства, на «улицу Джохара Сусанина».

ГЦСИ. Зоологическая ул., 13. «P.S. За красным горизонтом» – до 1 мая.

Новости и материалы
Россиянам рассказали, в каких новогодних блюдах искать магний и витамины B
Раскрыты подробности атаки на военных США в Сирии
В Пулково скорректировали временные ограничения
Российские военные отрезали пути отхода остаткам ВСУ из Северска
Обломки БПЛА повредили несколько домов на Кубани
Россиянам дали советы, как выбрать технику, которая не сломается через год
Аэропорты Грозного и Пскова временно прекратили работу
В США произошла стрельба в университете
Названа дата прощания с послом России в КНДР
На Западе заявили о «зашкаливающей глупости» Каллас
Россиянам напомнили о праве взыскать компенсацию из-за увольнения под давлением
Россиянам рассказали, когда начинать закупаться к Новому году
В Совфеде прокомментировали слова Мерца о конце эпохи «Американского мира» для ЕС
В аэропорту Пулково ввели временные ограничения
США сбросили осветительные бомбы в небе над Пальмирой
Лукашенко попросил не задавать «гадких вопросов» о Трампе и Путине
Названы сроки восстановления электроснабжения в Запорожской области
Аэропорт Пскова возобновил работу
Все новости