На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Создатель Нью-Васюков

26-я выставка «Золотой карты» в Третьяковке знакомит с творчеством и жизнестроительством ударника культуры и бывшего батрака Ильи Машкова.

С Дома социалистической культуры в станице Михайловская Урюпинского района должно было начаться культурное перерождение. Кружки охоты и рыболовства, кройки и шитья, местное отделение МОПРа (Международного общества помощи революционерам), школа актива — отныне досуг жителей Михайловской обещал стать образцовым. Станичников ждало светлое и насыщенное интересными делами будущее. В самом деле, что может быть увлекательнее кружка борьбы с тунеядством и шкурничеством? В перспективе маячило строительство кинотеатра, бассейна и вышки для прыжков с парашютом. Была составлена детальная программа, посчитано необходимое количество стульев и шкафов, оборудования для агрономической лаборатории, даже половых тряпок. Центр обновления должен был расположиться в двух бывших поповских домах и местной церкви. Новая жизнь неотвратимо наступала на Михайловскую.

И все это затеял один человек.

Этот создатель своего рода Нью-Васюков, «бывший батрак», «культударник» и «борец-революционер за культуру» (так значилось в рукописной грамоте, выданной ему), будто сошедший со страниц Андрея Платонова пламенный сердцем активист из народа известен всему миру как участник самого громкого, эпатажного и хулиганского объединения художников 1910-х годов. Выставка из Волгоградского музея показывает коренного «бубнового валета» Илью Машкова в той ипостаси, о которой знают специалисты, но которая много лет не представала столь развернуто перед публикой.

«Бубновый валет» — это антиквариат весьма высокого ранга. Интерес к живописи этого объединения, активно подогреваемый последние десять лет, не предполагает заглядывания за канонические рамки. В каноне Илья Машков — создатель живописных натурщиц с ярко-зелеными тенями, четырехголового портрета художника Мильмана, знаменитого автопортрета, где Машков и Петр Кончаловский поигрывают накачанными мышцами. Машков — это пейзажи ярких цветов и, конечно, хлеба, впитавшие вывесочную эстетику.

Что из этого осталось к 1936 году?

Хлеба, например. От взгляда на них дух захватывает, почти как у зрителя 1912 года на выставке «бубновых». Но если тот зрительский шок трансформировался в музейное благоговение, то этот должен остаться в веках, в культурно-исторической памяти. Орнаментальное нагромождение всевозможных булок, тортов, плюшек, буханок и чего-то, что неизвестно как называется, но явно символизирует сладость советской жизни в 1936 году, триумфально окружает герб СССР. «Советские хлебы» — это не то что жалкий мучной натюрморт 1912 года. Это мощь и слава, это сияние, исходящее от справедливого и сытого общества.

Где-то в самой главной столовой страны, под обязательной надписью «Хлеб — всему голова» должна висеть эта работа.

Назвать такую картину натюрмортом невозможно. Воинственно торчащие в стороны колосья и фигурные батоны напоминают скульптурные украшения, называемые арматурами, изображения воинских трофеев. И при взгляде на них становится абсолютно ясно: мы победили.

Машкова 1910-х и этого, с хлебами, соединить трудно. Хочется понять, что происходило в голове у художника, но вторая ослепительная по абсурдности вещь из Волгоградского музея венчает непонимание. «Привет XVII съезду ВКП(б)» — это бюсты Ленина, Сталина, Маркса и Энгельса, вписанные в иератическую пирамиду, украшенные цветами и спелыми ягодами, на фоне красной звезды (совершенно криво нарисованной, если приглядеться).

Такой Машков приехал в 1931 году на родину — в станицу Михайловскую. Подивился отсталости колхозной жизни и взялся за перевоспитание местного населения. Его планы создания Дома социалистической культуры приехали из Волгоградского музея вместе с «Советскими хлебами», «Приветом съезду», видами солнечного Артека и Ливадийского крестьянского курорта. Привезли и ранние вещи. Например, того самого четырехголового Мильмана 1917 года. Можно уложить эти разности в единый образ художника при помощи понятия «большое жизнелюбие и желание работать». Но чего-то не хватает в этом объяснении. Неужели настолько большое?

Третьяковская галерея. Инженерный корпус. Лаврушинский пер., 12. «Илья Машков из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств», до 25 сентября.

Новости и материалы
Россиянам рассказали, в каких новогодних блюдах искать магний и витамины B
Раскрыты подробности атаки на военных США в Сирии
В Пулково скорректировали временные ограничения
Российские военные отрезали пути отхода остаткам ВСУ из Северска
Обломки БПЛА повредили несколько домов на Кубани
Россиянам дали советы, как выбрать технику, которая не сломается через год
Аэропорты Грозного и Пскова временно прекратили работу
В США произошла стрельба в университете
Названа дата прощания с послом России в КНДР
На Западе заявили о «зашкаливающей глупости» Каллас
Россиянам напомнили о праве взыскать компенсацию из-за увольнения под давлением
Россиянам рассказали, когда начинать закупаться к Новому году
В Совфеде прокомментировали слова Мерца о конце эпохи «Американского мира» для ЕС
В аэропорту Пулково ввели временные ограничения
США сбросили осветительные бомбы в небе над Пальмирой
Лукашенко попросил не задавать «гадких вопросов» о Трампе и Путине
Названы сроки восстановления электроснабжения в Запорожской области
Аэропорт Пскова возобновил работу
Все новости