На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Тюрьмам нужна разгрузочная амнистия

Российские следственные изоляторы переполнены, в них не хватает врачей, а «воры в законе» устраивают бунты. Спасти систему исполнения наказаний может только амнистия, которую подготовили правозащитники. И с которой ФСИН с радостью согласилась.

В понедельник Федеральная служба исполнения наказаний сообщила, что за последний месяц в России резко увеличилось число людей в следственных изоляторах. Как заявил заместитель директора ФСИН Владимир Семенюк, в августе — сентябре было арестовано больше 31 тыс. человек, в том числе и несовершеннолетних, в то время как месячная «норма» с вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса — 16 тыс. человек, передает «Интерфакс».

По данным ФСИН, следственные изоляторы в России сильно переполнены, и именно это, считают в ведомстве, сейчас одна из основных проблем системы исполнения наказаний.

В частности, по данным на 1 сентября, в российских учреждениях уголовно-исправительной системы находится более 800 тыс. человек. Около 630 тыс. из них уже осуждены и отбывают наказание. А чуть менее 160 тыс. ждут в СИЗО решения суда, в то время как изоляторы рассчитаны только на 130 тыс. заключенных. «И не всегда туда попадают лица, в отношении которых будет вынесен приговор — наказание, связанное с лишением свободы», — заявил Семенюк. Каким способом федеральная служба собирается решать проблему, пока непонятно. По словам замглавы ведомства, «стоило бы объединиться со следователями, с судьями и тех людей, которых можно исправить без водворения в места лишения свободы, исправлять на свободе». Однако конкретных планов у ФСИН, похоже, еще нет.

Еще одной проблемой уголовно-исполнительной системы России, как заявили во ФСИН, остается нехватка в колониях и СИЗО медицинского персонала.

Как пояснил представитель службы, укомплектовать штат медицинских работников исправительные учреждения не могут, потому что предлагают врачам и медсестрам слишком низкую зарплату. «Заработная плата была увеличена, но она остается ниже, чем в обычных больницах», — сказал он. Выйти же на уровень зарплат гражданских клиник тюремным лечебницам не под силу из-за недостатка финансирования.

Впрочем, говорят в службе, пока достойно лечить заключенных удается и малыми силами. Например, отметил Семенюк, в последнее время в местах лишения свободы стало меньше больных туберкулезом — потому что врачи активно занимаются диагностикой. «Всех, кто прибывает в следственный изолятор, проводят через рентгеновский кабинет», — пояснил чиновник. Эпидемии ВИЧ в СИЗО и колониях также нет, хотя носителей смертельного вируса в местах лишения свободы все-таки много.

Кроме всего прочего, представители Федеральной службы исполнения наказаний отметили, что в колониях и СИЗО участились акции протеста.

Как заявил замглавы ФСИН, акции протеста заключенных организуют «воры в законе», которые пытаются таким образом «установить воровские порядки — в частности, иметь в колонии «общак».

По словам Семенюка, организаторы последних акций протеста в местах лишения свободы руководят «беспорядками», находясь на воле. Причем, по его словам, в ряде случаев во ФСИН за несколько дней до акции протеста поступала информация о готовящемся бунте. «Сегодня нечто подобное происходит в одной из ульяновских колоний, куда были переведены несколько осужденных из льговской колонии, где ранее более 400 человек нанесли себе повреждения в ходе акции протеста. Мы знаем, зачем это делается. Воры в законе не успокаиваются», — считает он.

В отличие от чиновников, правозащитники считают, что проблема бунтов заключается совсем в другом, поэтому некоторое время назад они и заявили о необходимости в России срочной массовой амнистии.

По словам председателя общественного совета при Министре юстиции России, члена Московской Хельсинскской группы Валерия Борщева, идея амнистии возникла у правозащитников именно из-за участившихся акций протеста в местах лишения свободы. «Майская амнистия, приуроченная к годовщине Победы в Великой Отечественной войне, была беспрецедентна. Тогда амнистировали всего 246 человек. Никакого смысла в такой амнистии не было: это можно было спокойно решить актом помилования президента. А то, что ожидаемой заключенными широкой амнистии не состоялась, и вызвало такие серьезные последствия», — рассказал правозащитник. По его словам, когда Госдума принимала проект майской амнистии, члены общественного совета при министре юстиции заявляли, что это вызовет дестабилизацию в местах лишения свободы. «Люди живут ожиданиями, надеждами. И, как только надежда рухнула, это сказалось на атмосфере в колониях. Возникли серьезные конфликты, как, например, в колонии во Льгове», — пояснил Борщев. Поэтому общественный совет и занялся разработкой нового законопроекта.

Как предполагается, будущая амнистия коснется 20–30 тыс. человек, осужденных за ненасильственные преступления.

«Эту идею мы обговаривали с министром юстиции Юрием Чайкой, директором Федеральной службы исполнения наказания Юрием Калининым. Они нас поддержали», — рассказал правозащитник. К настоящему моменту достигнуто соглашение об амнистировании нескольких категорий осужденных.

В первую очередь на свободу должны выйти женщины, в том числе и с детьми, а также пенсионеры и участники боевых действий.

Не исключено, что круг осужденных, подпадающих под амнистию, еще расширится. Но пока правозащитники не хотят называть, что это за категории, — «чтобы все не испортить». В ходе подготовки проекта амнистии члены общественного совета вскоре должны встретиться с председателем Госдумы Борисом Грызловым. К решению проблемы подключилась также председатель комиссии по правам человека при президенте России Элла Памфилова. «Она уже разговаривала на эту тему с президентом, и он отнесся с пониманием», — сообщил Борщев. Сейчас вопрос рассматривают и в президентской администрации. И, судя по всему, ждать амнистии осталось совсем недолго.

По крайней мере, как считают правозащитники, «окончательно все будет решено в течение полугода».

«Вопреки предрассудкам, существующим в обществе, среди освобожденных по амнистии или помилованию рецидив составляет 5–7%. Это акт милосердия, который нужен для общества. И именно он успокоит ситуацию», — говорит Борщев.

В понедельник замглавы ФСИН подтвердил, что ведомство «не возражает» против новой амнистии. «Мы поддерживаем любой проект, лишь бы это шло на пользу людям и лишь бы создать условия для нормальной жизнедеятельности наших учреждений», — заявил Владимир Семенюк. Но официально признавать, что именно амнистия отчасти спасет уголовно-исполнительную систему от кризиса, в которой она, по мнению многих экспертов, сейчас переживает, чиновник все-таки не стал.

Новости и материалы
Стало известно о требовании Украины для важного города
Объединение потребителей России выступило против запрета на продажу вейпов
СМИ: родители главкома ВСУ прокляли его пасынка
Раскрыта роль британских офицеров на Украине
Стало известно, когда Валерий Леонтьев посещал свою московскую квартиру
Трамп предложил республиканцам способ предотвратить фальсификации на выборах
Врач поставил точку в споре о самом здоровом виде зимнего спорта
Россиянам рассказали о пользе пива
Эскиз известного художника с изображением ступни продали за миллионы долларов
Домашняя собака изуродовала лицо маленького ребенка в российском регионе
Стало известно, когда первый российский телетрап поставят на эксплуатацию в аэропорт
Российский флаг вывесили на матче сборных США и Чехии на Олимпиаде
Россияне все чаще стали работать по выходным
Стало известно о недвижимости Нагиева в ОАЭ и России на сотни миллионов рублей
В Белгороде после удара ВСУ зафиксированы серьезные повреждения
Маск объяснил, почему правительства представляют наибольшую угрозу для развития ИИ
ФАБ-3000 поразила логистику ВСУ в районе Константиновки
Маск рассказал, как связаны «мошенники» в правительстве США и детеныши панд
Все новости