На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Аэропортовые сборы улетают от госконтроля

ФСТ постепенно отказывается от прямого регулирования тарифов в аэропортах

Госрегулирование тарифов и сборов в аэропортах может быть отменено, говорят в ФСТ. Существующая сейчас система изжила себя, считают участники аэропортового бизнеса, и не соответствует мировой практике. Главным критерием снятия прямого регулирования должен быть анализ рынка, предупреждают в ФАС.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) намерена отказаться от прямого регулирования тарифов в морских портах и аэропортах. Об этом сообщил на совещании ведомства его глава Сергей Новиков.

«Мы предлагаем на сегодняшний день практику реализации пилотного проекта, который есть в Петербурге (в Большом порту Санкт-Петербурга), расширить существенным образом, с тем чтобы уйти от прямого ценового регулирования», — цитирует Новикова «Интерфакс». По словам чиновника, «субъекты естественных монополий останутся субъектами естественных монополий», но в ведомстве планируют перестать жестко ограничивать ценовые ставки и перейти к режиму мониторинга. «Это является магистральным путем для поэтапной, постепенной либерализации», — сказал Новиков.

Такая система, по мнению главы ФСТ, позволит решить две задачи. Расширить возможности компаний, работающих в морских портах и аэропортах, по выстраиванию ценовой политики. И гарантировать защиту потребителей, если «регулируемый субъект начнет вести себя неадекватным образом». По словам Новикова, ФСТ сможет вернуться к прямому ценовому регулированию и ограничить установленные компанией ставки.

Представители аэропортового бизнеса поддержали инициативу ведомства, пояснив, что она соответствует мировой практике.

ФСТ утверждает для аэропортов пять аэропортовых сборов и тарифов: взлет-посадка, авиационная безопасность, предоставление аэровокзального комплекса, обслуживание пассажиров и сверхнормативная стоянка.

Согласование происходит по следующей схеме: аэропорт, разработав тарифную сетку, обращается к региональному подразделению ФСТ, оно дает свое заключение, после чего аэропорту необходимо согласовать тарифы в местном управлении Росавиации, затем в Минтрансе и, наконец, в центральном аппарате ФСТ.

«Процедура занимает не менее полугода», — сетует Виктор Горбачев, глава ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации стран СНГ.

Процесс пересмотра аэропортовых сборов излишне затянут, подтверждают в Домодедово. «Это ухудшает конкурентное положение аэропортов по сравнению с конкурирующими аэропортами Европы, а также ухудшает инвестиционный климат в аэропортах, — поясняет представитель аэропорта. – К тому же длительность процедуры не позволяет производить плавное изменение сборов, более удобное для потребителей».

«Мы, например, даже больше страдаем от того, что не можем опустить тарифы, — говорит представитель аэропорта Уфы Тагир Мухаметшин. – Регулирование тарифов нам только вредит».

Конкуренция между аэропортом Уфы и крупными аэропортами в соседних с Башкирией республиках высока, поясняет он: «Мы рады бы опустить цену, лишь бы компании летали к нам».

С 11 апреля 2012 года взлет-посадка в международном аэропорте Уфы для российских авиакомпаний стоит 269 рублей за тонну максимальной взлетной массы, с 21 февраля – в аэропорте Курумоч (Самара) – 359 рублей, в Кольцово (Екатеринбург) по состоянию на 26 марта этого года — 424,3 рубля, в аэропорте Казани (действуют с сентября 2011 года) – 360 рублей. Тариф московского Домодедово — 156 рублей.

В Международной организации гражданской авиации (IKAO) считают, что вмешательство государства в экономику аэропортов в условиях конкуренции необходимо только в части пресечения нарушений, напоминают специалисты. «Каждый европейский и американский аэропорт ежегодно разрабатывает тарифы, которые затем обсуждаются с авиакомпаниями, базирующимися в аэропорте, — говорит Горбачев. – Итоговое решение принимается совместно. Если же аэропорт необоснованно поднимает сборы, то теряет своих клиентов. Особенно в США, где расстояние между аэропортами 50–70 миль и конкуренция велика».

«Согласование тарифов между аэропортом и авиакомпаниями, вся вычислительная работа происходит на корпоративном уровне», — добавляет директор аналитического департамента инвесткомпании «Регион» Валерий Вайсберг. «В европейской практике регулирование сборов госорганом производится только при невозможности достижения соглашения между аэропортом и авиакомпанией», — сказали в Домодедово.

На этапе становления рыночных отношений регулирование тарифов было необходимо, но сейчас его надо снимать, считает Горбачев. Но он не верит, что ФСТ откажется от этих функций в краткосрочной перспективе. «Мы еще пять лет назад выходили на ведомство с подобной инициативой, но только сейчас сдвинулись с места», — говорит гендиректор ассоциации «Аэропорт».

«В ФСТ есть все компетенции принимать подобные решения, но нельзя однозначно везде прекратить госрегулирование, — уверен начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Руттенберг. – Логично прекращать его там, где действительно есть конкуренция».

В основе принятия таких решений должен лежать анализ рынка, поясняет он. По мнению Руттенберга, вопрос снятия регулирования тарифов в аэропортах сложнее, чем ситуация с портами. «Аэропорт – это большой комплекс, находящийся под управлением главного оператора, — напоминает он. – И здесь надо быть еще более взвешенным».

Новости и материалы
Редкое шампанское к свадьбе принца Чарльза и Дианы не удалось продать на аукционе
Ушаков заявил, что изменения в мирном плане США будут «не в пользу России»
В Госдуме считают уловкой слова Зеленского о референдуме по Донбассу
Мэр Москвы Собянин сообщил об уничтожении трех украинских БПЛА
Песков назвал планы ЕС по российским активам «грандиозным жульничеством»
Песков сообщил об обмене мнениями Путина и Эрдогана по мировым вопросам
В России напомнили полякам о ядерной доктрине РФ в ответ на слова о Калининграде
Сооснователь Oracle потерял второе место среди миллиардеров мира
Россиянам рассказали, как привести себя в форму за новогодние праздники
Отчим с ножом напал на пасынка в больнице Екатеринбурга
Премьер Пакистана присоединился к переговорам Путина и Эрдогана
Представлен генерирующий в реальном времени приложения ИИ-браузер Google
Отражена новая атака БПЛА на Москву
СБУ сообщила о задержании трех человек по подозрению в организации взрывов в Киеве
Стая собак напала на женщину, которая несла шестидневного ребенка
Песков сообщил, что Москва не получала информации от США о мирном урегулировании
Адвокат объяснил, как россиянам обезопасить себя при покупке вторичного жилья
В Кремле прокомментировали возможный визит Путина в Турцию
Все новости