На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Родственников отдалят от госзакупок

В законе о федеральной контрактной системе предлагается законодательно запретить возможность участия родственников в госзакупках

Минэкономразвития предлагает законодательно прописать, что члены конкурсных комиссии по госзакупкам и руководство заказчиков не могут состоять в родственных отношениях с участниками госзакупок, чтобы исключить возможность конфликта интересов. Представители организаций по борьбе с коррупцией считают расширение «списка конфликта интересов» правильным, однако полагают, что мера уже неактуальна.

Минэкономразвития предлагает внести изменения в закон о Федеральной контрактной системе и прописать отдельно, что между участником закупки и заказчиком не должно быть родственных связей.

В поправках к федеральному закону «О контрактной системе в сфере госзакупок», которые опубликованы на портале раскрытия информации, предлагается внести изменения в статью 31. В ней прописываются требования к участникам закупок.

Минэкономразвития предлагает установить, что

глава компании или ведомства-заказчика, член комиссии по закупкам, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий не могут состоять в браке или являться близкими родственниками с физическими лицами, которые являются участниками госзакупок, — индивидуальными предпринимателями или руководителями компаний, а также владельцами компании, которая участвует в госзакупках (более чем 10% голосующих акций либо долей прямо или через юрлиц).

Также в поправках прописано, что заключенный контракт может быть признан судом недействительным, если будет установлена личная заинтересованность представителей заказчика или члена комиссии по закупкам в заключении такого контракта. Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2014 года.

Предложение расширить список возможного конфликта интересов ранее поступало от организаций по борьбе с коррупцией. Включить пункт про запрет на родственные отношения между заказчиками и членами конкурсных комиссий и участниками госзакупок предлагала ранее в этом году глава Transparency International Russia Елена Панфилова. Представители этой организации входят в состав рабочих групп по подготовке закона о Федеральной контрактной системе. За расширение «списка конфликта интересов» высказывались и представители Фонда борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов), которые привлекались в качестве экспертов при подготовке положений закона, рассказали «Газете.Ru» в этих организациях.

В феврале нынешнего года Счетная палата оценивала общий объем нарушений по госзакупкам в 1 трлн руб. по итогам 2012 года. По данным контрольного ведомства, 70% сверхдорогих контрактов на общую сумму 1,5 трлн руб. проводятся с нарушением конкуренции.

Точной статистики по контрактам, заключенным при условиях, которые Минэкономразвития планирует запретить, нет. Таких случаев мало, говорит «Газете.Ru» юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.

Среди последних громких — история в Калининграде, когда летом этого года научно-производственная компания «Аматэл» получила контракт на поставку шести модульных фельдшерско-акушерских пунктов в три больницы Калининградской области за 13 млн руб. Конкурс организовывало областное Конкурсное агентство, которое подчиняется правительству региона. Компания принадлежала брату и матери губернатора Калининградской области Николая Цуканова. О возможном конфликте интересов участник конкурса не сообщил.

Конкурент «Аматэла» не был допущен до участия в конкурсе по формальной причине ошибок в оформлении документации. В техзадании было указано, что длина и ширина облицовочного стального листа должна составлять «не менее 6100 мм» и «не менее 1080 мм». В заявке конкурента значилось «6100 мм, 1080 мм». Ранее «Аматэл» уже побеждал в конкурсе областного правительства на поставку модульного фельдшерско-акушерского пункта, а также получал заказ от администрации Гусевского городского поселения, когда Цуканов был мэром Гусева.

В 2011 году Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области заключило контракт на строительство квартир с компанией «Гусевский микродвигатель», которое принадлежит Светлане Цукановой, супруге губернатора Калининградской области.

Истории, когда в госзакупках прослеживаются такие явные связи между родственниками, встречаются в основном на региональном и муниципальном уровнях,

полагает юрист Transparency International Russia Денис Примаков.

«В целом такие случаи — когда выясняется, что заказчиками по контракту и победителями конкурса являлись родственники, — это фактически уже прошлое.

Случаев, когда на торги приходят аффилированные компании, много. Но формально они не связаны. И сейчас в ходу сложно аффилированные схемы. И доказать заинтересованность и сговор между участниками становится все сложнее», —

добавляет Любовь Соболь.

Чиновники уже сейчас обязаны заявлять о личной заинтересованности и возможном конфликте интересов, согласно федеральному закону «О противодействии коррупции». Механизм заявления четко прописан, говорит глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Однако таких заявлений — единицы, сетует он.

«Не стоит забывать, что схему с родственниками можно обойти. Есть компании друзей и знакомых. В итоге мы придем к тому, что прописанные в законе нормы и ограничения не приведут к существенному сокращению нарушений при госзакупках, — говорит «Газете.Ru» Кабанов. — Кроме того, стоит учесть, что существенным пробелом в законодательстве является то, что в Гражданском и Уголовном кодексах отсутствует понятие «фактический бенефициар».

Это, по мнению Кабанова, усложняет правоприменительную практику в делах о нарушениях при госзакупках.

Контроль за закупками с участием родственников призвано усилить уже принятое в сентябре этого года постановление правительства.

Согласно документу участники госзакупок должны раскрывать информацию о бенефициарах и органах управления компаний, участвующих в конкурсе по госконтрактам стоимостью свыше 1 млрд руб. для федеральных нужд и 100 млн руб. — для региональных и муниципальных. Также по таким контрактам нужно сообщать информацию о соисполнителях и субподрядчиках по контракту, если они заключили договор с участником закупки, цена которого составляет более 10% от общей цены контракта.

Однако ранее эксперты указывали, что эта норма может оказаться нерабочей, поскольку контракты можно дробить на более мелкие лоты. Это понесет за собой дополнительные расходы для заказчиков и отложит заключение контракта по времени, возражал в разговоре с «Газетой.Ru» федеральный чиновник финансово-экономического блока правительства.

Новости и материалы
В Одессы загорелось грузовое судно после прилетов по порту
Меркель объяснила, почему отказалась от своего фирменного жеста
Россиянам объяснили, когда пациент может пожалеть о пластике
Цена фьючерса на серебро обновила исторический максимум
Белые медведи «меняют ДНК», чтобы выжить в глобальное потепление
УЕФА не изменил позицию по допуску сборных России даже на уровне молодежных команд
В ДНР мирная жительница пострадала в результате атаки ВСУ
Хирург объяснили, как ринопластика влияет на возможность забеременеть
Бельгия назвала условие для согласия на конфискацию замороженных активов РФ
Синоптик сообщил, что по Москве «ударил минус»
Популяризатора космонавтики Егорова признали иноагентом
«Феминистка, но по-своему»: Меркель рассказала о гендерной несправедливости в Германии
Генсеку НАТО ответили на призыв готовиться к войне в Европе
Россиянин облил горючим свою мать и малолетнего сына, а затем попытался их сжечь
Власти оценят ущерб имуществу граждан после падения БПЛА на парковке ТЦ в Твери
Политолог объяснил, почему ЦБ подал иск к Euroclear
Лыжница Степанова объяснила решение не подавать заявку на нейтральный статус
МРОТ в 2026 году почти на треть превысит прожиточный минимум
Все новости