На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Заплатите долги – поговорим о цене на газ

Консенсус по газу между Россией и Белоруссией так и не достигнут

Москва опровергла заявления Минска о том, что нефтегазовой спор близок к разрешению. Аркадий Дворкович отметил, что переговоры продолжаются и идут «сложно». Белоруссия заявляет об урегулировании конфликта еще с октября прошлого года, но каждый раз Россия эти заявления опровергает.

Россия и Белоруссия по-прежнему не могут урегулировать конфликт в нефтегазовой сфере. Об этом в понедельник заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович на полях инвестфорума в Сочи.

«У нас разногласия остаются (по газовому вопросу с Белоруссией. — «RusTopNews.Ru»). Белоруссия давно должна была погасить долг за газ, а не накапливать его», — сказал Дворкович.

Переговоры, по словам Дворковича, продвигаются «сложно». Позднее в понедельник глава российского Минэнерго Александр Новак также сказал, что, хотя стороны и подготовили свои предложения, компромисс так и не найден. Причем ранее белорусская сторона уже несколько раз заявляла, что консенсус достигнут.

В последний раз об этом на прошлой неделе говорил белорусский вице-премьер Владимир Семашко. По его словам, стороны уже близки к заключению окончательной договоренности, причем цена на российский газ для Белоруссии (чего и добивался Минск) будет снижена, хотя конкретную цифру не назвал. Также Семашко сообщил, что уже готова «дорожная карта» по переходу на новые цены и теперь все будет зависеть «от политической воли» сторон и решений на высшем уровне.

«Политическая воля» показательно проявила себя еще в октябре прошлого года, уже тогда президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что российско-белорусский нефтегазовый спор урегулирован.

Основным вопросом было погашение белорусского долга за российские газовые поставки.

После октябрьского заявления Лукашенко белорусские власти говорили, что долг (на тот момент — $300 млн) будет погашен до 25 октября, Россия настаивала на выплатах до 20-го числа того же месяца, белорусский вице-премьер Семашко пытался добиться рассрочки выплат до конца 2016 года.

Выплаты долга, который достиг уже $600 млн, до сих пор не начались. «Это потери бюджета прямые, это потери акционеров «Газпрома», — заявил Дворкович в понедельник.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности политолог Игорь Юшков говорит, что Белоруссии сейчас идет на пользу любое заявление о достигнутой договоренности, даже если впоследствии российская сторона его опровергает. По словам Юшкова, Минск очень нервирует возможность перехода нефтегазового конфликта на другие сферы российско-белорусского сотрудничества (в первую очередь — сельское хозяйство), именно поэтому белорусская сторона пытается всеми силами продемонстрировать, что взаимопонимание найдено и конфликт погашен.

Но главная причина столь разных заявлений России и Белоруссии как раз в том, что взаимопонимания между сторонами нет. Российская сторона настаивает на том, что сначала Белоруссия выплачивает долг и только потом начинаются переговоры по другим темам.

В то время как Белоруссия, по словам политолога, готова выплатить долг, но хочет увязать его погашение с переходом на новое ценообразование по газу. Но это не соответствует позиции российской стороны, которая хочет вести переговоры по этим вопросам последовательно, а не параллельно.

История газовой задолженности уходит корнями в первую половину прошлого года, когда Минск в одностороннем порядке принял решение платить за российские газовые поставки не из расчета $132 за 1 тыс. кубометров, как прописано в контракте, а по $73 за 1 тыс. кубов, что считает справедливой сама Белоруссия.

Требования Минска отчасти понятны: при создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предполагалось, что цены на газ будут унифицированы, и теперь Белоруссия настаивает на получении внутренней цены российского рынка.

Россия отреагировала снижением поставок нефти в Белоруссию. А поскольку Минск долг выплачивать не хотел, несмотря на обещания, практика ограничения поставок сохранилась и в 2017 году.

Кстати, как пояснил Дворкович, сокращение поставок нефти было призвано частично сократить бюджетные потери от неуплаты газового долга.

Дело в том, что Беларусь получает российскую нефть по цене значительно ниже рыночной, так как при поставках не применяется экспортная пошлина (в феврале она составляет $79,1 за тонну).

В ответ на ограничение нефтяных поставок Лукашенко заявил, что его страна будет закупать и даже добывать нефть в таких странах, как Венесуэла, Канада и Иран. Причем первая поставка иранской нефти в Белоруссию уже была осуществлена. Об этом в середине февраля сообщало агентство Reuters со ссылкой на источники среди нефтетрейдеров.

Новости и материалы
Два человека скончались от гонконгского гриппа в Дагестане
Путин встретился с президентом Ирака в Туркмении
Норвежский лыжник осудил допуск россиян на международные старты
Эрдоган поддержал идею частичного прекращения огня в рамках украинского конфликта
Пожизненное дали россиянину, который протащил любимую по дороге и забил кувалдой
В Эрмитаже прокомментировали задержание российского археолога в Польше
В Британии опровергли обвинения Трампа в росте преступности в Лондоне
В Одессе загорелось грузовое судно после прилетов по порту
Меркель объяснила, почему отказалась от своего фирменного жеста
Россиянам объяснили, когда пациент может пожалеть о пластике
Цена фьючерса на серебро обновила исторический максимум
Белые медведи «меняют ДНК», чтобы выжить в глобальное потепление
УЕФА не изменил позицию по допуску сборных России даже на уровне молодежных команд
В ДНР мирная жительница пострадала в результате атаки ВСУ
Хирург объяснили, как ринопластика влияет на возможность забеременеть
Бельгия назвала условие для согласия на конфискацию замороженных активов РФ
Синоптик сообщил, что по Москве «ударил минус»
Европол предсказал войну людей и роботов в Европе к 2035 году
Все новости