На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Капитализм закадычных друзей

Главный редактор журнала «Мировая экономика и международные отношения».

Для российских державников-патриотов, сторонников особого пути отечественного капитализма наступил день торжества. Один из символов и столпов ненавистной им Америки с ее либерально-капиталистической экономикой автоконцерн General Motors объявил о банкротстве. Выясняется, что в условиях кризиса наша система продемонстрировала большую крепость и устойчивость.

Впрочем, радоваться рано, а уместнее вспомнить старую поговорку о том, что хорошо смеется тот, кто смеется последним. Широко известно, что

в рыночной экономике кризисы – это не только падение производства, дополнительные социальные проблемы, но и прекрасный шанс для санации, избавления хозяйственной системы от нерентабельных, неконкурентных и морально и физически устаревших производств и структур.

Иными словами, кризис – трамплин для модернизации. Неслучайно в конце 80-х – начале 90-х годов, когда в сознании российских элит ценности рыночной экономики были весьма привлекательными, популярность получила идея «модернизации через катастрофу», под которой понимался решительный слом трудно реформируемой структуры прежней советской экономики. Оставим в стороне споры о том, насколько тогда подобное решение могло бы придать импульс социально-экономическому и техническому прогрессу. Тем более что история не знает слова «если», ведь вопреки широко распространенным взглядам, никакого решительного слома структуры, доставшейся в наследство от советской экономики, не произошло. Она сохранила свой экспортно-сырьевой характер. Другое дело сейчас. В апрельском докладе МВФ по вопросам глобальной финансовой стабильности говорилось о том, что «без тщательной очистки банковских балансов от неблагополучных активов, сопровождающейся реструктуризацией, а также при необходимости рекапитализацией, сохраняется риск того, что проблемы банков будут продолжать оказывать понижательное давление на экономическую активность». Политики и экономисты в развитых индустриальных странах восприняли оценки МВФ как указание на то, что успешность антикризисных стратегий на следующем этапе в решающей степени будет зависеть от расчистки национальных экономик от «плохих» активов.

История с банкротством GM показывает, что нынешняя американская администрация, несмотря на ее приверженность леволиберальным и даже, как утверждают некоторые, социал-демократическим идеям, действует исключительно в логике функционирования рыночной экономики и по-другому не собирается.

Не возражая против банкротства мирового автогиганта, она тем самым начинает следующий этап по преодолению кризиса и создания условий для модернизации экономики. Но у российского «капитализма закадычных друзей» иная логика.

Для отечественных чиновников разных уровней – главная задача поддержать на плаву «дружественные компании», связанные с ними общностью родственных, финансовых и земляческих интересов.

И пусть бюджетные, стабфондовские и прочие государственные ресурсы расходуются без всякой общественной отдачи. Главное, чтобы современные лени голубковы, исповедующие нехитрую жизненную философию «мы сидим, а денежки идут» и привыкшие к очень хорошей жизни за годы нефтегазового бума, по-прежнему имели возможность поддерживать свой уровень благосостояния. Пусть бы для этого и пришлось откровенно присосаться к государственному бюджету, беспардонно тратя деньги налогоплательтщиков на бессмысленные с точки зрения целей социально-экономического развития страны или отдельных регионов проекты.

А что в этом особенного? Ведь российское чиновничество в эпоху экономического процветания, когда публичная политика в стране закончилась, пришло к искреннему и глубокому убеждению, что его корпоративные интересы и есть государственные. Поэтому в ситуации, в которой государство в условиях сокращающегося объема ресурсов как прежде продолжает тянуть на себе давно отжившие свой век автопромы, машиностроительные гиганты сталинской индустрии, строительные и девелоперские компании, ставшие сытной кормушкой для чиновников городских администраций и т. п., все разговоры о модернизации становятся пустыми протокольными призывами и декларациями. Конечно, можно приглашать «на ковер» в высокие инстанции бизнесменов и указующим перстом рекомендовать им активнее заниматься инновациями, а то и вовсе в обязательном порядке брать на работу изобретателей. Однако подобные усилия не приведут к модернизационному прорыву. И ссылки на то, что у нас, мол, изобретено диковинных машин и приборов больше, чем где-либо в мире, безосновательны.

Еще из старых школьных учебников истории, по которым учились многие нынешние власть предержащие и в которых рассказывалось про печальную судьбу изобретения Ивана Кулибина в мрачную эпоху царизма, известно, что сами изобретения не способны стимулировать технический прогресс, если экономическая система не заинтересована в их применении.

В современной российской экономике, где главным залогом успеха является близость к властным структурам и возможность монопольного извлечения ренты, изобретатели ничего не решают.

Как не решали и в брежневский период «развитого социализма», когда на каждом предприятии имелись «бюро рационализаторов и изобретателей» (БРИЗ). Да и изобретатели теперь – не персонажи сталинских шарашек. Едва ли они в массе своей согласятся фонтанировать свежими технологическими идеями за копеечное жалованье, в то время как другие «хорошо сидят и им денежки идут». Так что надежды вдохнуть технический прогресс в архаичные и неповоротливые структуры, ориентированные лишь на возрастающее поглощение денег, тщетны. И в таком контексте

банкротство GM – вовсе не причина радоваться проблемам «супостатов», а лишний повод на этом очередном повороте истории призадуматься, а не пытаемся ли мы снова плыть против течения только ради того, чтобы кто-то привыкший к красивой и беззаботной жизни продолжил бы это безмятежное существование.

И не станет ли это неадекватное восприятие прецедента с GM точкой невозврата, за которой отставание от передовых индустриальных государств мира с неизбежной дальнейшей латиноамериканизацией и африканизацией России приобретет хронический характер, под аккомпанемент ритуальных призывов к модернизации?

Новости и материалы
Посол РФ отверг обвинения Германии в причастности России к «гибридным атакам»
Ротенберг: канадские хоккеисты перестали развиваться из-за отстранения России
Жителям Ленобласти дали совет в преддверии праздников на фоне проблем с интернетом
Петру Яну подарили иномарку в честь победы над Двалишвили
Турция начала строительство космодрома на побережье Сомали
Путин пригласил президента Ирака в Россию
Юрист объяснил, могут ли вас уволить за отказ идти на корпоратив
Педофилы изнасиловали школьниц в петербургской сауне и продали подросткам мефедрон
Стало известно, что перевозило атакованное в порту Одессы грузовое судно
Скончался заслуженный артист Казахстана Олег Прядко
Суд изъял дебиторскую задолженность Google France на сумму более полумиллиарда евро
Заседание группы «Рамштайн» по Украине состоится 16 декабря
Олимпийская чемпионка стала свидетельницей стрельбы в торговом центре
Суд изъял имущество экс-главы района на Кубани
Болгария выделила €600 тыс. на спасение танкера Kairos
Возлюбленная Тимати показала редкое фото с дочерью в домашнем интерьере
Визит Путина в Туркменистан завершился
«Классический флаговтык»: в России объяснили появление Зеленского на окраине Купянска
Все новости