На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Вернуться в городок

Телекритик

Лет двадцать назад Россия принялась расставаться со своим прошлым не то чтобы смеясь, как завещал основоположник марксизма, а подхихикивая. Процесс расставания затянулся на годы. Смех стал доходным товаром. Некоторые юмористы работали по совместительству властителями дум. Михаил Задорнов даже получил квартиру в одном доме с Ельциным. И это отнюдь не случайность. Мандат профессионального смехача открывал любые двери как в первой, так и во второй реальности.

Когда петросянизация эфира достигла точки кипения, разразился концептуальный кризис. С одной стороны, мэтры калибра Хазанова и Жванецкого ополчились в том же эфире на пещерный юмор. С другой — подпирала молодежь в формате «Камеди Клаб». Затем кризис кое-как рассосался. Владения Петросяна и Регины Дубовицкой с её вечным «Аншлагом» несколько сократились, но выжили.

Вчерашние реформаторы от «Камеди Клаб», поставившие сатиру и юмор на поток, уже не отличимы по градусу пошлости от Петросяна с Дубовицкой. И только одна программа «Городок», состоящая из Ильи Олейникова и Юрия Стоянова, в течение девятнадцати лет каким-то непостижимым образом умудрялась не снижать планку.

С Олейниковым случилось то, что всегда случается в России. Только после смерти все разом заговорили о его таланте, человеческом и профессиональном, а именно ему, как мне кажется, так остро не хватало подобных признаний при жизни.

В варианте Ильи за образом весельчака, балагура, шутника ощущался глубокий второй план. Многолетний дуэт — почти невозможная вещь. Особенно когда твой партнер — Юрий Стоянов, блистательный артист с неограниченными возможностями. Тем не менее их альянс был идеальным. Никто не тянул на себя одело. То был союз равных, чувствующих хорошую репризу, что называется, пупом. Сквозь бесконечные маски проступал характер — более спокойный у Стоянова, более тревожный у Олейникова. Его драма — как я теперь понимаю, пытаясь осмыслить произошедшее, — крылась в пропасти между видимым и сущим. Полагаю, что личность Ильи, который во что бы то ни стало должен вызывать смех, гораздо глубже его публичного амплуа.

Ему всё давалось нелегко. Широкую известность Олейников обрел в возрасте 46 лет, когда в 1993-м стартовал «Городок». Он, как Путин, трудился рабом на галерах. 300 выпусков еженедельной передачи, которая по определению обязана быть очень смешной, — непосильная ноша. Но Олейников, как бы предугадывая ранний уход, спешил жить. Он писал прелестную прозу. Он сочинял песни, на редкость содержательные для шансона. Он снимался в кино, умудряясь оставаться харизматичным и обаятельным даже в идиотском «Мексиканском вояже Степаныча». Он играл в театре и поставил собственный мюзикл «Пророк» на свои деньги. Но главное не в этом.

В Олейникове всегда за внешней ироничностью угадывалась серьезность и основательность крупного и оттого вечно сомневающегося в себе человека.

Когда уходит личность, лучше других выразившая свое время, вместе с ней уходит и само время. Так было с Аркадием Райкиным. В начале 80-х его «достали» плохие отношения с партийными бонзами Ленинграда. Аркадий Исаакович решил обратиться с письмом к «дорогому Леониду Ильичу», где он просил помочь ему вместе с театром переехать в Москву. Генсек удовлетворил просьбу великого артиста, но шел 1982-й. Умер Брежнев. Райкин прожил еще пять лет, но на сцену уже почти не выходил. По Райкину и сегодня можно изучать эпоху застоя. Эпоха фиксируется в лицах. А лиц — хоть у Райкина, хоть у Олейникова — чрезвычайное множество. Из них можно составить не один городок. Каждый из нас может узнать себя в его обитателях.

Олейников не был ниспровергателем основ. Его смех не стал оппозиционным актом, как некогда у Жванецкого. Он хотел жить в теплом милом городке, о котором в заставке к программе так сладко поет Анжелика Варум, но не получалось.

По его героям будущие исследователи смогут изучать путинскую эпоху, жесткую и абсурдную. Только эпоха, кажется, уходит. Она погрязла в скандалах, распадается, трещит по швам…

Юрий Стоянов, не в состоянии сдержать слезы, рассказывает: летел из Одессы, и не было ни одного, буквально ни одного встречного человека, от таксиста до таможенника, который бы не выразил свое соболезнование уходу Ильи. Не всякий народный артист может похвастаться подобной народной любовью. Что-то такое важное сумел он сказать про всех нас, что еще не скоро забудется.

Новости и материалы
Россиянам рассказали, как выбрать новогоднюю гирлянду
Стало известно, когда продюсер «Ласкового мая» Разин уехал из России
В Димитрове группа военных ВСУ сдалась в плен к российским силам
Эксперты рассказали, кто чаще становится жертвой мошенников перед Новым годом
Бывший премьер Украины раскрыл, как Зеленский срывает переговоры
Как по анализу крови выявить повышенные риски болезни Альцгеймера, рассказал врач
В «Опоре России» исключили безработицу и массовые сокращения из-за повышения НДС
В Совфеде РФ рассказали о «физиологических судорогах» европейских стран
В США считают, что Европа не согласится на мир на Украине к Рождеству
Москвичей предупредили о резком ухудшении погоды и опасной гололедице
В Госдуме предложили ограничить стоимость высшего образования
Шойгу заявил, что Россия против создания «восточного НАТО»
Премьер-министр Эстонии исчез во время выступления Зеленского
Победитель «Евровидения» отказался от награды из-за участия в конкурсе Израиля
Как подготовить кожу к новогодним праздникам за две недели, рассказал врач
Россиянам объяснили, почему рубль укрепляется вопреки декабрьским традициям
Наступление холодов спровоцировало в России спрос на пауэрбанки
Врач посоветовала дарить близким на Новый год книгу
Все новости