На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Фаза непримиримого замирения

Теракты и обострение обстановки в Чечне свидетельствуют о значительном успехе тактики Кремля. Колониальный конфликт все более превращается во внутричеченский и религиозный.

В конце прошлой недели, встречаясь с Ахмадом Кадыровым, Владимир Путин обсуждал в основном сугубо мирные проблемы — в частности, выплату компенсаций населению за разрушенное жилье. Здесь, правда, не обошлось без «сюрпризов». Согласно официальным источникам, на встрече шла речь о том, что компенсация для каждой семьи, потерявшей жилье, составит около 100 тыс. руб., в то время как ранее чеченские СМИ со ссылкой на республиканское правительство публиковали совершенно другую схему выплат, по которой компенсация могла превышать указанную сумму в два — два с половиной раза. Но это, конечно, частности. В целом эта встреча Кадырова с Путиным отличалась от предыдущих тем, что на ней, по всей видимости, не обсуждались конфликты в руководстве Чеченской республики. Не обсуждались за неимением таковых на данный момент.

Хотя ход чеченских и околочеченских аппаратных игр редко выходит из-за завесы секретности, очевидно, что Кадырову удалось удалить из республики одного за другим двух конфликтовавших с ним премьеров — Станислава Ильясова и Михаила Бабича. Чуть позднее победой экс-муфтия завершилась борьба за республиканское МВД. Первоначально его возглавлял Руслан Цакаев, «нацкадр» правоохранительных органов еще советской формации. Но и его заменили на человека, значительно более близкого Кадырову. Такая «расчистка поляны» свидетельствует, что Кремль по-прежнему видит в нынешнем главе Чечни основной «приводной ремень» чеченского замирения.

Однако оборотной стороной достигнутого в Чечне аппаратного мира стало углубление раскола «низов».

Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на некоторые детали теракта в Ирисхан-Юрте, также прошедшего на прошлой неделе. Здесь террористы по сути дела впервые открыто обозначили целью теракта своих соплеменников. Дело в том, что пятнадцать тысяч человек пришли к селу в Гудермесском районе не на митинг и не на раздачу гуманитарки, а на так называемый мавлид — празднество по случаю дня рождения пророка Мухаммада. Происходило оно возле одного из почитаемых мусульманами святых мест. Собрались представители только одного из чеченских «вирдов» (исламских течений) — кунта-хаджинцы.

Каждая из вышеперечисленных деталей слишком знаковая. Во-первых, сам праздник дня рождения пророка признают последователи традиционного ислама, но не так называемого ваххабизма. Во-вторых, ваххабиты не признают и культа святых мест. А само «кунта-хаджинское» течение чеченского ислама связано с именем своего основателя — известного мусульманского деятели Чечни XIX века Кунта-хаджи Кишиева, который известен, кроме прочего, как сторонник мирного сосуществования чеченцев и России.

Все это указывает на то, что конфликт в Чечне все больше становится внутричеченским конфликтом традиционалистов и непримиримых радикалов.

По сути дела, именно перевода конфликта на внутричеченский уровень и добивались те, кто поставил в свое время на Кадырова. Сегодняшний результат был в известной степени запрограммирован особенностями религиозной ситуации в Чечне. Конфликт традиционного ислама, ориентированного прежде всего на суфизм — мусульманскую мистику, — и «упрощенного» ислама под названием ваххабизм возник на Северном Кавказе не поздне середины 90-х. А антиваххабитская позиция Кадырова не оставляла сомнений еще тогда, когда он только рассматривался как кандидат на должность главы республики (в своих публичных выступлениях экс-муфтий называл тогда ваххабитов «людьми крови»). При этом важно иметь в виду, что конфликт традиционалистов и ваххабитов существует вовсе не в «полувиртуальной» реальности чиновничьих заявлений, но и в повседневной чеченской жизни, где зеленые повязки исламских экстремистов и контрактников-федералов вызывают у большой части населения примерно одинаковый страх.

~Причем ни у мирной традиционалистской, ни у непримиримой ваххабитской Чечни нет, по-видимому, шанса на самостоятельную победу. По крайней мере, раньше не было, и не очень понятно, откуда они могли бы появиться теперь. Нелишне вспомнить, что принципиально схожий конфликт наблюдался в Чечне в 1997–98 годах, когда «мирных» олицетворял Аслан Масхадов. Он тогда эффективной поддержки от Москвы не получил, а ваххабиты получили ее в изрядном количестве из-за рубежа. В результате Масхадову только и оставалось примкнуть к победителям. Понятно, что для Ахмада Кадырова такого варианта не существует. Не вариант это и для Москвы. А значит, в новом акте чеченской драмы у Москвы нет других вариантов поведения, кроме как всецело поддерживать Кадырова. И надеяться, что эту поддержку он не обратит во зло Кремлю. В противном случае предвыборная стратегия в Чечне неминуемо потребует радикального пересмотра буквально на ходу.

Новости и материалы
В офисе Зеленского назвали одно из условий для прекращения конфликта
Завербованная мошенниками россиянка обворовала чужой дом
Легенда «Спартака» указал на грубейшую ошибку клуба
Переговоры Лукашенко с делегацией США продолжатся в субботу
«Цепляется за любую возможность». В России назвали цель проведения референдума по Донбассу
Выявлен неожиданный фактор, мешающий излечиться от психических расстройств
Россиян предупредили об опасности хвои живых елок для домашних животных
Ученые создали «пластыри» для восстановления сердца
Подросток заманил 7-летнюю девочку в лес, где изнасиловал ее и удушил
В сети обсудили съемку экс-жены Ивлева в «развратном» наряде: «Уже продаетесь?»
Три аэропорта юга России сняли ограничения на полеты
В Шереметьево сняли ограничения
Комбрига ВСУ заочно осудили в России на 19 лет
Меладзе запретили выступать в Киргизии
Российский канал начал титровать Зеленского как «так называемого президента Украины»
Лукашенко положительно высказался о действиях Трампа
Суд впервые прекратил квартирный спор по «схеме Долиной»
Комментатор Орлов заявил, что Сафонов следует советской школе
Все новости