На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Баку играет вничью

Вадим Дубнов о том, почему Азербайджан вступился за Зейналова

Азербайджан выбрал удобную позицию на постсоветском пространстве — равноудаленность от главных мировых игроков. Стабильность обеспечивает сырьевая мощь страны, а также олицетворяет фамилия президента, которая не меняется больше двадцати лет. При всех этих условиях Баку может позволить себе и небольшие выпады в сторону Москвы.

Решительность, с которой Азербайджан вступился за Орхана Зейналова, арестованного по делу об убийстве в Бирюлеве Егора Щербакова, выглядит особенно выразительной на фоне схожей истории с Грачьей Арутюняном, водителем-армянином, по вине которого в ДТП под Подольском погибло 18 человек. Тогда Арутюняна, преступление которого в отличие от того, в котором обвиняют Зейналова, было непредумышленным, тоже демонстрировали по российскому телевидению нарочито оскорбительным образом, в женском халате. Ереван тогда откликнулся демонстрациями у российского посольства, но официальные лица предпочли не нарушать молчания, что, в общем, никого особенно не удивило. Как никого не удивила и готовность, с которой пошел на атакующую защиту соотечественника Баку.

Азербайджан словно дождался удобного случая, когда мог в очередной раз показать, что в такой особенной роли на постсоветском пространстве может выступать только он. И если отдельным конспирологам может показаться подозрительной недавняя футбольная ничья в Баку, то именно такая интерпретация его поведения в отношении Москвы выглядит вполне аллегорично.

Азербайджан не играет на победу. Ему достаточно играть вничью.

Азербайджанская оппозиция накануне президентских выборов, которые и не собиралась выигрывать, уверяла: Ильхам Алиев настолько слаб, что без визита Путина в Баку просто не может выиграть. Близкие к власти и даже независимые аналитики, вспоминая визит Путина, пытаются найти в нем хоть что-то положительное, призванное убедить избирателя в том, что Россия снова вечный друг.

Но избирателя убеждать не нужно. Россия не друг, и эта не дружба — формула отношений, которые избиратель принимает и разделяет. В концепции Азербайджана есть враг — Армения, есть подозрительные не друзья, которые этому врагу помогают, есть Иран, от которого исходит холод и риск, и есть Турция — не столько друг, сколько родственник, что далеко не одно и то же. Словом, друзей нет. Есть равноудаление, что, в сущности, и есть независимость, которая считается таким же достижением, что и стабильность.

Азербайджану в отличие от многих удалось, как, пожалуй, больше никому из соседей, так конвертировать сырьевую мощь в систему внешней легитимности, что во внутренней он может себе позволить все, что угодно, и чего не простили бы и не прощают никому. Азербайджан хорошо понимает, что с точки зрения демократических достижений для Запада он в куда более низкой лиге, чем Армения, Грузия или даже Россия. В его лиге — Центральная Азия, но с Баку Запад не позволяет себе той жесткости, которую порой ощущает на себе Ташкент или Душанбе. Выборы в очередной раз признаны, по сути, неприличными, азербайджанскую власть это явно нервирует, но опыт показывает, что никаких ощутимых проблем за этим не следует, тем более что режим, как это принято в наших широтах, далеко не заглядывает.

И, возможно, правильно делает. Не только Азербайджан выстроил эту модель. Самовоспроизведение политического процесса — общее место едва ли не для всех постсоветских вертикалей.

Саму модель ведь придумал не нынешний президент, покупать такую равноудаленность от главных игроков, чтобы пульт удаления и приближения находился в своих руках, начал еще его отец, и делал это он не в пример тоньше и искуснее. Настолько, что сыну остается третий срок этой машиной только рулить, не заботясь ни о починке, ни об апгрейде. Все то же самое, только без отцовских импровизаций и на куда больших скоростях. Проблемы решаются лишь дополнительными вложениями, таков бизнес.

Скажем, история с Рамилем Сафаровым, зарубившим коллегу-армянина на натовских курсах в Будапеште, экстрадированным в Азербайджан и превращенным в героя, — история, которая никак не могла бы случиться при Гейдаре Алиеве, — в одночасье свела на нет все усилия по облагораживанию имиджа страны.

Говорят, в полной прострации оказались азербайджанские дипломаты, которые и вовсе терялись в догадках насчет линии, которой надо было после этого придерживаться. Но видимого влияния на систему равноудаленности это не оказало, все, в общем, догадались, что это была операция по несвойственному обогащению внутренней легитимности за счет внешней, а не наоборот, как обычно. И все вернулось на прежние позиции.

И самовоспроизводится не только процесс, но и его основные участники. Элита, с виду молодея, легко воспринимает правила игры, и уровень образованности или западный бэкграунд, который все более ощутим в этой элите, никак не влияет на механизм принятия решений. Он остается жестко вертикальным, не настроенным на перераспределение сырьевых сверхдоходов вширь, по стране. В результате, как отмечают некоторые эксперты, чиновник, старый или молодой, не может себе позволить жить так, как, скажем, в Кувейте, — откупившись от масс, наслаждаться жизнью. В Азербайджане нефтегазовая экономика порой не охватывает даже чиновника, которому приходится не откупаться от народа, а, наоборот, обкладывать его дополнительным налогом.

Воспроизводится отношение к базовым понятиям. Власть не сакральна, но без нее может быть еще хуже, потому не надо перфекционизма. Новое поколение точно так же впитывает вечные вертикальные ценности и распределение мира на врагов и партнеров.

И совсем сходит на нет оппозиция. В чем заключаются риски, как это бывает с любым авторитарным режимом. Со стихийным бунтом как с инфляцией: ожидания бывают ничуть не менее тревожны, чем сам свершившийся факт. Власть, которая решила проблемы своего заработка и легитимности, независимости и равноудаленности, вынуждена нервничать, потому что уже знает, как легко те, кто еще вчера казался всем довольным, кидаются поджигать машины, магазины, а то и местные администрации. Азербайджан это уже понял на примере нескольких своих районов.

Эти риски на самом деле самые главные, и проблема в том, что к их минимизации система совершенно не подготовлена. Только ситуативные реакции.

Остается одно — работать на единство нации, поскольку, как показал опыт Рамиля Сафарова, этот жанр в стране, которая двадцать лет будто бы ждет реванша, работает и это часть не очень обширного общественного договора. Азербайджан независим и равноудален, доверять в этом мире некому. Страна не настаивает на своем величии, ей достаточно ничьей, потому так важно было в сюжете с Зейналовым показать себя решительнее, чем Ереван — в сюжете с Грачьей Арутюняном. Тем более риска никакого, поскольку общих тем с Россией не так уж много: гастарбайтеры, статус Каспия, Иран. Но все это Россия едва ли сочтет способом давления, поскольку, как и весь остальной мир, включена в систему взаимовыгодной азербайджанской равноудаленности.

Автор — обозреватель РИА «Новости»

Новости и материалы
Водительские права можно будет предъявлять через МАХ
Эрдоган поддержал идею частичного прекращения огня в рамках украинского конфликта
ЕС не давал согласия на вступление Украины в содружество до 2027 года
Во Франции арестовали активы Google по заявлению российской «дочки»
«Единая Россия» начнет разработку программы для выборов 2026 года
Правительство продлило механизм по ввозу семян из недружественных стран в Россию
Пожизненное дали россиянину, который протащил любимую по дороге и забил кувалдой
В Эрмитаже прокомментировали задержание российского археолога в Польше
В Британии опровергли обвинения Трампа в росте преступности в Лондоне
В Одессе загорелось грузовое судно после прилетов по порту
Меркель объяснила, почему отказалась от своего фирменного жеста
Россиянам объяснили, когда пациент может пожалеть о пластике
Цена фьючерса на серебро обновила исторический максимум
Белые медведи «меняют ДНК», чтобы выжить в глобальное потепление
УЕФА не изменил позицию по допуску сборных России даже на уровне молодежных команд
В ДНР мирная жительница пострадала в результате атаки ВСУ
Хирург объяснили, как ринопластика влияет на возможность забеременеть
Бельгия назвала условие для согласия на конфискацию замороженных активов РФ
Все новости