На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Нашли крайних

Очередной проект реформы органов местного самоуправления больше похож на их ампутацию

Идея еще сильнее централизовать власть в стране, сокращая полномочия и независимость органов местного самоуправления, с экономической точки зрения явно не продумана. Из Кремля невозможно эффективно управлять каждой котельной в каждом из десятков тысяч городков и поселений страны. А МСУ будет мертвым до тех пор, пока у муниципалитетов не появятся четкие полномочия, подкрепленные законодательно прописанными источниками финансирования.

Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) — предложил варианты очередной реформы местного самоуправления. Один из них предусматривает отмену выборов мэров и ликвидацию городских дум. Второй подразумевает отказ от выборов мэров, но с сохранением городских парламентов. Однако прямые выборы городских депутатов в этом случае предлагается заменить косвенными.

Вообще-то, когда в муниципальных бюджетах нет денег, совершенно неважно, избирается ли глава городка или сельского поселения на прямых выборах или его назначает глава региона. Власть без денег по определению беспомощна.

И в этом смысле передача социальных обязательств (и их бюджетов) на региональный уровень лишает существование муниципалитетов остатков смысла — им просто нечем будет заниматься.

Другой вопрос в том, насколько эффективно управляется страна в условиях постоянно нарастающей централизации финансовых ресурсов? Последние 13 лет в руках федеральной власти концентрировалось все больше финансовых ресурсов за счет региональных и муниципальных бюджетов — и что?

Сегодня экономисты впервые после кризиса 2008–2009 годов уверенно говорят о возможности региональных дефолтов в ближайшие два-три года, а к бедственному положению в большинстве муниципалитетов все давно привыкли.

Россия слишком велика, чтобы управлять каждым жэком и котельной из Кремля — это очевидно. Не срабатывает даже самое прямое ручное управление. Есть замечательная история, как Путин-президент приехал на Камчатку, где до этого лет за пять, будучи премьер-министром, распорядился построить небольшой газопровод. Газопровод строить даже не начинали. На вопрос первого лица государства «почему», честно ответили: не думали, что вы доедете сюда еще раз. Но если механизм не работает, зачем доводить это пресловутое ручное управление и централизацию власти до совсем уж абсурдных размеров?

Главная задача федеральной власти как раз и состоит в том, чтобы грамотно разделить ответственность за управление гигантской по территории и очень разной по внутренним условиям страной с региональным и муниципальным уровнем. Сделать так, чтобы выделенные муниципалитетам средства из федерального и региональных бюджетов не разворовывались по дороге. Чтобы сами муниципалитеты имели стабильные источники пополнения своих доходов и хоть какие-то деньги на развитие и привлечение инвестиций. Именно в этом, а не в очередном отказе от выборов заключается смысл подлинной реформы местного самоуправления.

Серьезные финансовые трудности в стране уже начали признавать даже государственные чиновники.

Президент в ежегодном послании Федеральному собранию впервые сказал, что экономические проблемы России вызваны не внешними, а внутренними причинами. Одна из этих причин — тотальный политический и финансовый зажим регионов.

Конечно, когда денег начинает не хватать, а страна привыкла жить на ручном управлении, есть искушение еще сильнее замкнуть финансовые потоки на федеральный центр. Но вся новейшая история страны показывает тупиковость такого пути. У нас стали строить даже меньше дорог, чем в голодные 90-е. В России крайне запущенное коммунальное хозяйство (последние магистральные теплотрассы строились еще при Хрущеве). Растет доля ветхого жилого фонда, на Дальнем Востоке достигающая 80%.

Если у Москвы в условиях централизации власти и крайней выгодной для России внешнеэкономической конъюнктуры почти за полтора десятилетия не получилось существенно поднять уровень жизни и качество инфраструктуры в регионах, нет никаких оснований полагать, что в менее сытые годы это выйдет лучше. Экономить на выборах муниципальной власти, полностью лишая людей права голоса даже в решении проблем своих территорий, — себе дороже.

Без городских дум в принципе прожить можно. Но местную исполнительную власть лучше все-таки избирать — чтобы люди могли воздействовать на нее хотя бы в своем населенном пункте, если не могут влиять в масштабах страны. Даже понимая при этом, что местное самоуправление будет мертвым до тех пор, пока у муниципалитетов не появятся четкие полномочия, подкрепленные законодательно прописанными источниками финансирования. Например, реальным муниципальным налогом.

Новости и материалы
Трампа назвали прогеймерским президентом и показали его фото в мире Minecraft
«Акрон» ищет замену Дзюбы
Главкому ВМФ Моисееву присвоили звание адмирала флота
У жительницы Твери похитили 1,7 млн рублей и сожгли ее квартиру
После переговоров с Эрдоганом Путин пообщался главой МИД Турции
Новак прокомментировал иск ЦБ РФ к Euroclear
Ушаков считает, что обсуждение предложений США по Украине будет долгим
Германия вызвала посла РФ по обвинениям в «гибридных атаках» России
Суд отклонил апелляцию «битцевского маньяка» о переводе
В Кремле рассказали о контактах Путина и Эрдогана
«Зеленский включил дурку»: экс-депутат Рады считает, что референдум по Донбассу подделают
Телефоны школьников начали взламывать под видом установки ПО, скрывающего онлайн в Telegram
Французский лыжник Фуркад выступил против позиции IBU в вопросе допуска россиян
Редкое шампанское к свадьбе принца Чарльза и Дианы не удалось продать на аукционе
Ушаков заявил, что изменения в мирном плане США будут «не в пользу России»
В Госдуме считают уловкой слова Зеленского о референдуме по Донбассу
Мэр Москвы Собянин сообщил об уничтожении трех украинских БПЛА
Песков назвал планы ЕС по российским активам «грандиозным жульничеством»
Все новости