На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Все умрут, а я останусь

Егор Москвитин о том, как изменились телевидение и телезрители за четыре сезона «Игры престолов»

Телеканал HBO показал заключительную серию четвертого сезона «Игры престолов», собравшую рекордную аудиторию — 7,1 млн человек. За три года экранизация цикла романов «Песнь льда и огня» Джорджа Мартина официально стала не только самым популярным сериалом в истории телеканала HBO, но и главным законодателем сериальной моды.

Последний сезон «Игры престолов» канала HBO закончился на привычно высокой ноте. Его девятый эпизод оказался полноценным фильмом, сумевшим соблюсти единство места, времени и действия. И в этой новой для себя ипостаси телесериал не уступил настоящим блокбастерам: до «Хоббита» ему еще далеко, но «Король Артур» уже позади.

В финальном эпизоде сценаристы по доброй традиции вырезали полдесятка ключевых героев (доведя число знаковых смертей до дюжины за сезон) и окончательно превратили Вестерос в failed state. Многие зрители поймали себя на мысли, что кровавые чистки и радикальные перемены настроения «Игры престолов» уже не нервируют, как прежде, потому что стали нормой.

Четыре сезона и три с небольшим года шоковой терапии — достаточный срок, чтобы выяснить, сумела ли «Игра престолов» приучить к себе не только фанатов, но и все телевидение в целом.

Самый очевидный результат реформ HBO — прокатившаяся по ТВ волна убийств центральных героев самых разных сериалов. «Игра престолов» лишила ключевых персонажей телесной неприкосновенности, нарушив закон, на котором телевидение стояло с начала своих времен.

В 1990-х даже второстепенных героев предпочитали не убивать, а заботливо отправлять в кому (вспомним «Твин Пикс»). В самых остросюжетных драмах нулевых были строгие квоты на смерти, даже в кровавом «Декстере» гиб максимум один важный положительный герой за сезон. Да и то в самом финале, причем жертву было легко угадать.

В «Игре престолов» умереть или стать инвалидом можно в любой момент, не случайно слоган шоу — «Валар моргулис», «Все люди смертны».

Все это не новость, но любопытно, что методы сериала начали перенимать конкуренты. В этом году без ключевого героя остался сериал «Хорошая жена» (The Good Wife). Одному актеру надоело играть, и сценаристы придумали два способа избавиться от его персонажа — отправить его в ссылку или внезапно убить. Продюсеры и фокус-группы проголосовали за смерть. Еще десять лет назад это было немыслимо: когда в 2004 году авторы «Остаться в живых» (LOST) решили убить доктора Джека в первой же серии, с ними тут же провели воспитательную беседу.

Теперь же решения явно принимаются под вдохновением от «Игры престолов». Возможный результат — внезапные гибели едва ли не главных героев «Родины» (Homeland), «Карточного домика» (House of Cards) и «Ходячих мертвецов» (The Walking Dead). От смерти теперь не застрахованы даже герои жизнерадостных ситкомов, вспомним шокирующий финал «Как я встретил вашу маму» (How I Met Your Mother).

Важное следствие установленной «Игрой престолов» моды — совершенно новый стандарт проработки характеров. Чтобы сбить зрителя с ног и заставить раненым зверем выть в социальных сетях об утрате любимого героя, мало только эффектной смерти. Нужна еще и яркая экранная жизнь. Одна из теленовинок лета, детектив «Убийство первой степени» (Murder in The First), хоронит больную раком жену главного героя в первой же серии, но это событие даже не задевает искушенного зрителя.

«Игра престолов» подняла коллективный порог боли: на всех мертвецов слез уже не хватает.

В итоге главными жертвами сериала стали не Старки и не Ланнистеры, а концепции героя и антигероя как таковые.

До «Игры престолов» разграничение было четким: хорошие парни делали кассу в кинотеатрах, в то время как плохие (гангстеры, маньяки, неверные мужья, наркоманы, нечестные бизнесмены и продажные политики) доминировали на кабельном телевидении. Начиная с «Игры престолов» деление устарело: единственного святого обезглавили в первом сезоне, стопроцентно злых героев держат в штате, только чтобы дразнить зрителей, а большинство персонажей живут в серой зоне морали.

За считаные годы стало нормальным сопереживать героям, которые убивают детей (Сандор Пес Клиган), спят с родными сестрами, причем иногда берут их силой (Джейме Ланнистер), и расстреливают собственных отцов из арбалета (спойлер). За пределами «Игры престолов» и HBO дела обстоят не лучше. К примеру, в «Рэе Доноване» (Ray Donovan) на Showtime герои заказывают киллеру родного папу и убивают католического священника, так и не убедившись, педофил он или нет. Да даже если бы и педофил.

Попустительствуя двоякой морали, «Игра престолов», однако, избавляет кабельное ТВ от другого его вечного греха — эксплуатации секса.

В начале сериала многочисленные постельные сцены, как и в конкурирующих шоу, были бессмысленной с точки зрения сюжета наградой для зрителя, легальной эротикой, аттракционом. Уже в третьем сезоне наготу подчинили драматургии. Романтические сцены с участием уродливого карлика Тириона и его красивой наложницы Шаи (сыграна бывшей порномоделью) нужны, чтобы подчеркнуть внутренний конфликт и неразрешимую трагедию героя. Другой персонаж, Теон Грейджой, расплачивается за свою похоть кастрацией; палач и его обнаженные сообщницы при этом угрожающе смотрят в камеру: мол, следующий — зритель.

В четвертом сезоне эротика и вовсе сведена к минимуму, и той же линии стали придерживаться другие каналы и сериалы. Чтобы легализоваться в качестве высокого искусства, ТВ решило уйти от примитивных зрелищ.

«Игре престолов» не до низменных чувств, потому что она занята сотворением мира: это первое телешоу, требующее от зрителя держать в голове уже не десятки, а сотню героев.

И одно из первых отказавшихся от концепции центральной сюжетной оси вроде крестового похода Фродо к Ородруину, противостояния Гарри Поттера и Волан-де-Морта или битвы джедаев с империей зла. Последователей на этом поприще у «Игры престолов» пока не видно, но сериал доказал, что запредельная сложность драматургии не мешает и даже способствует рыночному успеху продукта. А значит, подражатели будут, нашелся бы достойный материал.

Коммерческая сторона «Игры престолов» — повод для отдельных спекуляций. В HBO не афишируют ни бюджеты, ни дивиденды, но картинка и рейтинги говорят сами за себя. Достаточно обратить внимание на то, как меняются от года к году масштабы битв в Вестеросе. В первом сезоне сражения проходили за кадром. Во втором для их съемки продюсеры приглашали бюджетных режиссеров вроде Нила Маршалла. В третьем битвы были щедро размазаны по всему сезону, а в четвертом их постановка достигла размаха киноблокбастеров.

С рейтингами дела обстоят еще интереснее. В 2011 году шумная рекламная кампания привлекла к пилоту сериала внимание 2,2 млн зрителей. Обычно ко второму эпизоду даже самого хорошего шоу цифра падает в 1,5–2 раза — уходят случайные люди. Но «Игра престолов» не сдала, а к финалу сезона дошла до отметки 3 млн. Концовку четвертого сезона посмотрели 7,1 млн зрителей только на кабельном HBO. Если учитывать повторы, онлайн-просмотры и делегированные трансляции, то каждую серию «Игры престолов» в среднем смотрят 18,4 млн человек. «Клан Сопрано», предыдущий флагманский сериал HBO, на пике смотрели 18,2 млн зрителей.

Но феномен «Игры престолов» в том, что ее аудитория растет не столько во время сезонов, сколько в межсезонье.

В 2013 году сериал ушел в отпуск с рейтингом 5,39 млн зрителей, в 2014-м вернулся с каникул уже с 6,64 млн. HBO провоцирует фанатов рекламировать сериал самыми экстравагантными способами. Канал, например, демонстративно поощряет пиратство. Глава Time Warner (медиахолинг, в который входит HBO) в интервью шутит, что признание пиратов лучше любых «Эмми». Гендиректор HBO Ричард Плеплер смотрит на жульничество зрителей, которые делятся своими паролями от сервиса HBO Go с друзьями, сквозь пальцы: «Благодаря этим людям мы получили великолепный маркетинговый механизм, который привлечет к сериалу новое поколение зрителей».

Важно понимать, что кабельный HBO зарабатывает не на просмотрах сериалов и не на рекламе, а на абонентской плате. Поэтому все зрители, которые по техническим или финансовым причинам не могут подключить канал, но где-то добывают «Игру престолов», воспринимаются не как грабители, а как бесплатные агенты по продажам.

Именно поэтому о том, как тяжело подключиться к HBO за пределами Америки, в интернете уже сочиняют веселые комиксы. Этой компании просто невыгодно, чтобы сериал был доступен легально. Боссы HBO не хотят, чтобы им платили только за «Игру престолов». Им нужны подписчики, готовые к абонентской плате за весь спектр программ. И ради привлечения и удержания таких зрителей канал и его конкуренты уже начали целую гонку вооружений. У HBO есть новый хит мифологического масштаба под названием «Настоящий детектив» (True Detective). Онлайн-канал Netflix вслед за «Карточным домиком» (House of Cards) вложился в целую линейку перспективных проектов. Интернет-ТВ от Amazon и вовсе хочет доставлять драмы по цифровым каналам, словно обувь и книги.

Развязанная HBO война привела не только к росту объемов, но и к ускорению потребления.

Netflix выкладывает свои сериалы целиком в день премьеры. «Игру престолов» приходится смотреть по воскресеньям, иначе уже в понедельник кто-нибудь обязательно подсунет вам спойлер.

В отличие от кино, в которое взрослый зритель ходит все реже, сериалы превращаются в такой же ежедневный ритуал, как чтение газет.

Они теперь повсюду. Барак Обама просит показать ему новый сезон «Игры престолов» за месяц до премьеры, видимо, чтобы лучше подготовиться к переговорам с Россией по Крыму. Рокеры из Maroon 5 сочиняют сериалу про мечи и магию смешливую оду, хотя и они, и их аудитория в принципе не должны пересекаться с фэнтези. Писатель Джордж Мартин якобы пишет открытое письмо, в котором объясняет фанатам, что никакой он не живодер, а самым главным головорезом в литературе был и останется «Уильям, мать его, Шекспир».

Для пущей шумихи HBO в День отца показывает серию, в которой главный герой убивает своего родителя. А в День независимости берет вежливый тайм-аут, чтобы фанаты могли побыть с семьями. Они вместо этого, разумеется, устраивают две недели гнева в социальных сетях.

Традиционные эфирные каналы смотрят на эту маркетинговую лихорадку с ужасом: они-то привыкли к совсем другому ритму. И в отчаянии переходят на круглогодичное программирование.

Сериалов становится невыносимо много, их бюджеты разбухают до размеров киношных, а ведущие продюсеры, режиссеры и актеры Голливуда охотно возвращаются на ТВ, раньше считавшееся лишь трамплином для их карьер. С ними из кино приходит и стратегия минимизации рисков. Когда на кону большие бюджеты и серьезные репутации, глупо не страховаться. В кинематографе эта осторожность привела к засилью сиквелов, комиксов и экранизаций книг-бестселлеров.

На ТВ в последние годы тоже взяли за правило инвестировать либо в ремейки успешных региональных драм, либо в адаптацию беспроигрышной литературы. Просто три года назад никто не мог подумать, что такой литературой станет фэнтезийный цикл «Песнь льда и огня» Джорджа Р.Р. Мартина.

Новости и материалы
Бывший подполковник СБУ объяснил, почему Зеленский отказывается от мира
Звезда «Зачарованных» опубликовала редкое фото с мужем и детьми
В Госдуме заявили о неотвратимости наказания для «сбежавших предателей»
Американский прокурор подал иск против игры Roblox
Ремейк советского кинохита возглавил российский прокат
Петербургские следователи завели дело по факту нападения ученика на учительницу
Каллас отказала России в гарантиях безопасности
В Госдуме прояснили ситуацию со снятием санкций с шахматистов
Звезда «Эмили в Париже» появилась на публике в топе и брюках
Британскому туристу повезло остаться живым после фото на пляже
Названа возможная причина нападения школьника на учительницу в Петербурге
Стало известно, когда глава МИД Ирана посетит Россию
Подросток, напавший на учительницу в школе Петербурга, переживал из-за экзаменов
Врач назвала продукты-рекордсмены по уровню содержания железа
Каллас высказалась против ухода Украины с Донбасса
Суд признал Pussy Riot экстремистской организацией
Зеленский сделает заявление после переговоров с Уиткоффом
Описан сценарий «отложенной войны» Украины против России
Все новости