На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Враг врага

Может ли Россия войти в коалицию США против исламских боевиков

Накануне 13-й годовщины терактов 11 сентября президент США обратился к нации с речью по поводу борьбы с «Исламским государством Ирака и Леванта*. ИГИЛ стремительно становится одной из главных проблем мировой политики. Для России, которой боевики ИГИЛ также публично угрожают войной, это еще и вопрос политического выбора — продолжать ли противостояние с Америкой на Украине или всем миром противостоять исламским экстремистам.

Речь Барака Обамы накануне 11 сентября, безусловно, символична. Президент хотел наглядно объяснить американцам, зачем им новая и, скорее всего, затяжная война в Ираке и Сирии на фоне все еще не выведенных американских войск из Афганистана.

Однако дело не только в жесте публичной политики: речь идет о действительно новой угрозе мирового масштаба. Если «Аль-Каида» (организация запрещена в России) отличалась лишь неожиданными и масштабными терактами в разных точках мира, а ее прежние лидеры уже уничтожены, то ИГИЛ (организация запрещена в России) занимается созданием в исламском мире террористического квазигосударства.

В речи Обамы прозвучали два ключевых тезиса. Во-первых: регулярные войска США в Ирак не введут — контртеррористическая борьба будет вестись «с использованием нашей авиации и через нашу поддержку сил партнеров на земле», заявил американский президент. Второй важнейший посыл: США возглавят широкую коалицию для борьбы с террористической группировкой «Исламское государство». То есть им нужны союзники.

Тут и открывается окно политических возможностей для России.

Чуть ли не единственный пункт, по которому у России и США не было принципиальных политических разногласий в путинскую эпоху, — отношение к международному исламскому терроризму.

Путин не только выразил слова соболезнования президенту Джорджу Бушу в связи с терактами 9/11, но и поддержал широкомасштабную войну США с международным терроризмом. В Афганистан для борьбы с «Аль-Каидой» свой воинский контингент в составе международной коалиции Россия не направила, но транзит грузов для американских войск в Афганистан через российскую территорию идет до сих пор.

Более того, Путин всегда решительно отметал популярную, в том числе и среди российских обывателей, конспирологическую версию о том, что теракты 11 сентября устроили сами американские власти. В частности, в августе 2011 года, выступая перед участниками «Селигера», он сказал: «Представить себе, что американские спецслужбы сделали это сознательно, своими руками, — полная чушь... Такие бредовые идеи исходят от людей, которые совершенно не понимают, как устроена работа спецслужб, и я не могу себе представить, как кому-то из действующих и бывших руководителей США могла прийти такая идея».

В нынешней ситуации, когда США подаются официальными российскими СМИ как чуть ли не виновник кровопролития на Украине, представить себе помощь российских властей американцам в борьбе с боевиками ИГИЛ трудно. Между тем объективные основания для такой помощи есть.

Террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», действующая на территории Сирии и Ирака, была создана в 2006 году и долгое время оставалась в тени той же «Аль-Каиды». Но в прошлом году боевики ИГИЛ впервые заявили о себе на весь мир. Выступив против режима Башара Асада, они отличились особой жестокостью в убийствах мирных жителей, а не только солдат сирийской армии.

В конце июня этого года террористы объявили о создании собственного государства в форме халифата, простирающегося от города Алеппо (он же Халеб) на севере Сирии до провинции Дияла на востоке Ирака. И стали представлять серьезную угрозу режиму Башара Асада — одному из главных союзников России в мире. К слову, Сирия была одной из десяти стран мира, поддержавших в ООН референдум о присоединении Крыма к России.

Напомним, российский президент в прошлом году фактически остановил военное вторжение США в Сирию, выдвинув инициативу о полной утилизации сирийского химического оружия. Инициатива Путина способствовала сохранению Асада у власти и отказу США от военного вторжения.

Но сейчас Россия вряд ли сможет выступать в роли миротворца в Сирии: влияния на ИГИЛ у Москвы точно нет. А вот поддержать широкую международную коалицию против «Исламского государства» Россия вполне могла бы: это только укрепило бы в Сирии пророссийский режим Асада.

Тем более что исламские террористы начали открыто угрожать России и лично ее президенту. 3 сентября ряд СМИ, в том числе телеканал «Аль-Арабия», опубликовали отрывки размещенного на YouТube ролика боевиков ИГИЛ с угрозами в адрес России. Видео было записано в ангаре на фоне захваченного российского истребителя МиГ-21 местных ВВС. В России доступ к этому ролику был заблокирован.

Так что в данном случае у России есть объективные, связанные с безопасностью нашей страны, основания поддержать США и международную коалицию в борьбе с ИГИЛ. Россия не понаслышке знает, на что способен международный исламский терроризм.

Но сейчас роль Москвы в мире, по сути, свелась к участию в решении судьбы одной страны — Украины. Это как раз и есть то, что Путину категорически не нравится — когда американцы называют РФ «региональной державой».

Конечно, Россия еще участвует в переговорах по ядерной программе Ирана в рамках переговорной «шестерки» (США, Россия, Китай, Франция, Великобритания, Германия), но и там, похоже, американцы начинают справляться в свою пользу: действие их санкций и резкое падение ВВП Ирана уже привели к поражению радикальных исламистов на президентских выборах и к готовности Ирана на уступки по ядерной программе.

В результате Россия фактически перестала быть мировой державой, сегодня мы лишь защищаемся от санкций, а большую часть внешнеполитических усилий концентрируем на судьбе далеко не самой главной для нового мирового порядка страны — Украины. Величие России, о котором сейчас многие заговорили внутри страны после присоединения Крыма, должно быть теперь подкреплено возвращением в большую политику и возможностью на равных взаимодействовать с Западом. Но, разорвав отношения со всем остальным миром, сложно противостоять угрозе, которая сегодня исходит со стороны исламских транснациональных радикалов. Сотрудничество с США ради этой общей цели — самый очевидный сегодня способ возвращения России в мировую политику.

Новости и материалы
В четырех аэропортах отменили временные ограничения
В Европе назвали возможного кандидата на пост президента Украины
Россияне рассказали, какую зарплату они хотят получать в 2026 году
Россия пытается добиться освобождения сотен политзаключенных на Украине
Россиянам рассказали, в каких новогодних блюдах искать магний и витамины B
В Пулково скорректировали временные ограничения
Российские военные отрезали пути отхода остаткам ВСУ из Северска
Обломки БПЛА повредили несколько домов на Кубани
Россиянам дали советы, как выбрать технику, которая не сломается через год
Аэропорты Грозного и Пскова временно прекратили работу
В США произошла стрельба в университете
Названа дата прощания с послом России в КНДР
На Западе заявили о «зашкаливающей глупости» Каллас
Россиянам напомнили о праве взыскать компенсацию из-за увольнения под давлением
Лавров указал на опасные тенденции наращивания военного потенциала на Балканах
Россиянкам назвали размер пособия по беременности в 2026 году
В краснодарском поселке упали обломки БПЛА
Посланник Трампа заявил об «импульсе» для освобождения еще 1 тыс. заключенных в Белоруссии
Все новости