На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

На выход без вещей

Стоит ли России уходить от международных обязательств

Решения международных судов не в пользу России, арест российского имущества по иску акционеров ЮКОСа в странах ЕС, война санкций, российские законы против «иностранных агентов»… Россию с двух сторон — извне и изнутри — подталкивают к полноценной международной изоляции. Если Россия подыграет своим политическим противникам в попытке изолировать ее от мира, проиграет мир и мы все.

Россия продолжает терпеть поражения на фронтах международных судебных разбирательств. На сей раз Европейский суд по правам человека признал нарушения права на жизнь и правовую защиту по делу матерей Беслана к России. По мнению истцов, власти не предприняли достаточных мер для предотвращения теракта.

Министерство юстиции РФ поспешило успокоить общественность, хотя, похоже, прежде всего, само себя: «Опубликованное решение Европейского суда затрагивает исключительно вопросы приемлемости жалоб заявителей для их дальнейшего рассмотрения по существу с учетом конкретных обстоятельств соответствующих событий и не содержит выводов о нарушении властями Российской Федерации каких-либо статей Конвенции о защите прав человека». Но вряд ли Минюст питает иллюзии относительно будущего вердикта — тем более что обещание разобраться с чиновниками, ответственными за теракт в Беслане, матерям давал лично президент РФ Дмитрий Медведев в 2011 году. И это обещание очевидно не было исполнено.

Еще свежо воспоминание о том, как ЕСПЧ постановил выплатить России почти $2 млрд по делу ЮКОСа. Это, конечно, не $50 млрд, которые Россия (с 15 июня еще и с процентами) должна платить бывшим акционерам ЮКОСа по решению Третейского суда Гааги. Но тоже неприятно. Тем более что акционерам нефтяной компании уже удалось добиться ареста российского имущества во Франции и Бельгии. Дело дошло даже до ареста, вопреки всем нормам международного права, счетов дипломатических миссий. Правда, потом эти счета все-таки были разблокированы.

В такой ситуации России, и без того обиженной на Запад, во всяком слове и жесте видящей заговор против себя, хочется хлопнуть дверью и уйти с головой в свое, такое понятное и родное «басманное правосудие». Туда, где никто никогда не посмеет принять в судебном разбирательстве «неправильную» сторону.

Неслучайно на днях Конституционный суд РФ рассмотрел запрос депутатов Госдумы с просьбой разъяснить применение решений ЕСПЧ в России. Участники сошлись на том, что

не все решения Европейского суда в отношении России одинаково полезны, достаточно хороши и справедливы. Поэтому и соблюдать их можно выборочно.

В случае противоречия с решением нашего Конституционного суда Россия должна руководствоваться решением последнего. И в этом якобы нет никакого противоречия с тем, что Россия ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека, по которой должна соблюдать решения ЕСПЧ.

А еще раньше глава Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, выступая на Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге, раскритиковал идею ратификации Россией присоединения к Международному уголовному суду в Гааге. Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин пошел еще дальше: он вовсе предложил убрать из Конституции принцип приоритета норм международного права над национальным. По его словам, устранение этих «диверсий» укрепит независимость России в правовой сфере.

Если Россия выйдет из-под юрисдикции Европейского суда, исчезнет смысл оставаться и в Совете Европы.

Все равно ведь мы сами будем определять, какие его решения принимать, а какие, не соответствующие интересам страны, по версии ее начальников, игнорировать. В таком случае Совет Европы может сам предложить России выйти из его состава или даже исключить помимо ее воли.

Да и сама Россия уже намекала об уходе в связи со скандалами в ПАСЕ, когда ее в прошлом году после присоединения Крыма и войны в Донбассе лишили права голоса. Новый скандал с ПАСЕ, куда Финляндия не пустила на очередную сессию спикера Госдумы Сергея Нарышкина, только разгорается. Конечно, нам не может нравиться организация, лишающая нас права голоса и не способная добиться от вполне мирной Финляндии выдачи визы попавшему под личные санкции ЕС спикеру нашей Думы.

Беда в том, что в текущих политических условиях сотрудничество и правда, кажется, теряет всякий смысл. Потому что никакого сотрудничества сегодня нет.

Цивилизованно разговаривать под грохот реальных пушек и дипломатической канонады как-то не очень получается. Россия вполне справедливо подозревает Европу в том, что решения, которые она принимает, политизированные. Европа подозревает Россию в том, что мы сознательно «нарываемся на санкции» и подрываем мировой порядок. Мы обижаемся. Они обижаются. И даже воду возить не на ком.

Но что будет, если мы действительно хлопнем дверью? Соберем вещи и выйдем вон из ЕСПЧ с гордо поднятой головой? Будет ли нам от этого лучше?

В первую очередь, граждане России больше не смогут искать защиты в Страсбургском суде, им придется рассчитывать исключительно на справедливость российской Фемиды. За последние несколько лет россияне обращались в ЕСПЧ чаще, чем граждане любых других государств. Видимо, не зря – справедливость в наших судах находят далеко не все и не всегда. Примечательно хотя бы то, что процент оправдательных приговоров по России балансирует на грани статистической погрешности.

Во-вторых, при необходимости мы запросто сможем отменить мораторий на смертную казнь. Конституционный суд в свое время продлил действие моратория, сославшись на обязательства России о ратификации 6-го протокола Конвенции. Если Россия откажется от Конвенции в целом, можем опять смело казнить. К тому же большинство россиян, судя по опросам, всегда были не против смертной казни.

В-третьих, мы можем лишиться легальной политической трибуны на Западе в виде ПАСЕ. Ведь важно не столько формальное участие России в ее ассамблеях, сколько само наличие площадки для диалога.

Одно дело, когда нас не очень хотят слышать, и совсем другое, когда нам просто негде будет говорить.

В конце концов, если Россия откажется признавать юрисдикцию того же Третейского арбитража в Гааге и вообще всех европейских судов, это автоматически будет означать ущемление прав собственного крупного бизнеса. Он не только имеет активы на Западе и не только зарегистрирован чаще всего не в российской юрисдикции, но еще и привык решать свои бизнес-споры в иностранных судах. Свежий пример — суды за контроль над группой «Связной». Стороны решали вопросы в Верховном суде Кипра.

Прорубить окно в Европу России было трудно. Заварить его стальной решеткой — проще простого.

Если курс на изоляцию победит, если Россия действительно окажется в добровольно-принудительном изгнании, она будет ослаблена политически. В современном мире нет ни одного примера закрытого государства, которое доминировало бы в мировой политике и экономике. Тот же Китай, на который мы сейчас ориентируемся, однозначно идет по пути все большей открытости миру. Изоляция прямо противоречит политическим претензиям России на роль важной мировой державы, участвующей в решении ключевых мировых проблем.

Поэтому не поддаться искушению изоляции — не слабость, а сила России. Мировые державы никогда не смотрят на мир сквозь глазок в глухой железной двери.

Новости и материалы
Трамп планирует выступить в парламенте Израиля
Стало известно об экстренной операции Михаила Шуфутинского
Названа главная причина стресса для россиян в офисе
Названы самые популярные планшеты на AliExpress у россиян
Израиль нанес удары по Газе после объявления о мирных договоренностях
Глава КНДР призвал членов Трудовой партии Кореи избавиться от пороков
Появились подробности по делу экс-депутата Напсо
Власти Ростовской области сообщили об уничтожении беспилотников
В регионах РФ в течение ночи перехватили почти 20 украинских беспилотников
Суд в Приморье оставил в СИЗО французского велосипедиста
Сообщения о появившемся в сети телефоне главы семьи Усольцевых не подтвердились
В России пройдут проверки авиакомпаний на фоне роста числа авиапроисшествий
Россиянам объяснили, как растянуть 28 дней отпуска на два месяца отдыха
На Западе усомнились в способности РФ создать «опережающий физику» МиГ-41
Хакеры научились атаковать компании РФ через кружки с подогревом и другие «цифровые мины»
Врач предупредил, что потеря одного зуба запускает «эффект домино» для всей челюсти
Противники Пашиняна почти набрали необходимое число депутатов для импичмента
Аналитик объяснил, почему власти изменили прогноз по рублю
Все новости