На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Не наелись

Дмитрий Петров о том, где встречаются тирания и кулинария

Фраза «Пока я ем, я глух и нем» раньше была воспитательной поговоркой для детей, а сегодня, кажется, стала для многих взрослых осознанной гражданской позицией. Этому есть объяснение — голодали и в Царской, и в Советской России так много и страшно, что этот страх сидит в подкорке. А наличие доступной еды остается чуть ли не главным условием политической лояльности.

«К Масленице зернистую икру подвозят в столицы и даже почти во все города нашего отечества в огромном количестве. Хорошая икра всегда в цене…»

«Главный подвоз рябчиков… начинается с установившегося зимнего пути. Лучшие сибирские рябчики — кедровики… Хороший рябчик должен быть бел, сыт, т.е. мясист».

«Снять филеи с 6 перепелок, сложить на вымазанную маслом сковородку. Выпустить в кастрюлю 10 желтков яиц… Нафаршировать овальные гренки».

Это из Аверченко. Герои-эмигранты из рассказа «Язык богов» помнят русскую еду. Вдали от родных осин в рябчике и икорке звенят им первопуток, Масленица, столица...

А в столице и в «Поэме о голодном человеке» (автор тот же) шныряют авто чекистов, а «бывшие», тайно толкуя о еде, соединяют злое сейчас с милым вчера: «…Заказал я навагу… Крупная, зажаренная в сухариках, на масле, господа! Понимаете, на сливочном масле, господа. На масле! С одной стороны ворох поджаренной на фритюре петрушки, с другой — половина лимона… Но я… сначала брал вилку, кусочек хлебца (был черный, был белый, честное слово) и отделял мясистые бока от косточки... наливал рюмку водки и только тогда выдавливал тонкую струю лимонного сока на кусок рыбы... Выпивал рюмку и сразу — гам!..»

Рюмка! Вот ключ к истории. Нет, русский человек не пьяница — настаивает нынешний министр культуры, он пьет как все. Но не просто пьет. Он водку переживает.

Как яркую грань своей идентичности. Национальное достояние. Почти как нефть. Не зря мир знает в целом два исторически здешних бренда — «Газпром» и «Столичную». То есть да, можно вообразить русский стол — и в байках Хитровки, и в книгах о войне и мире — с пивом, вином и коньячком; но в центре его важен запотевший графинчик-с! Здесь водка может быть бедой и бездной. Но ее не может не быть.

Так что же нет ее на богатом форзаце «Книги о вкусной и здоровой пище» (1953, куратор — нарком пищепрома Анастас Микоян)? Почему шипучее в ведерке? Вино? Бренди «Самтрест»? Не потому ли, что красный проект перемалывал личный мир подвластного едока? Ломал стержни его самости…

И притом лицемерил. Эпиграф к первой главе «Книги» — из Ивана Павлова: «…нормальная и полезная еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением». И он прав! Это ощущал коллега Вавилов, получая в тюрьме кроху еды.

Голодный ест с аппетитом любую пищу.

Это сильно: так предварять главный кулинарный текст страны, где в лагерях миллионы ждут баланды, а на воле стоят в очереди за едой.

Прежде голод рождал восстания. На Руси в XVII веке он вогнал в смуту миллионы людей. В 1648 году — Соляной бунт. В 1650-м против цен на хлеб восстают Псков и Новгород. А сколько бунтов попроще...

И европейцы чуть угроза голода — бузить. И так с конца XVI до XIX века. У них, как и на Руси,

власть прежде всего гарант сытости. Отсюда образ «царя-кормильца», «короля, питающего свой народ».

Да, Анри IV мечтает, чтобы все французы в воскресенье ели курицу. Не выходит. И извольте — бунт. Дальше — круче. Французскую революцию 1789 года предваряет неурожай. Крестьяне разбивают закрома, велят продавать хлеб по «честной цене». Занимают лабазы и жители Марселя, Тулона, Орлеана. В Париже перебои с мукой. Женщины идут к ратуше. Кричат: «Хлеба! На Версаль!» Врываются к Людовику XVI. Вынуждают его ехать в Париж. Впереди солдаты на штыках несут хлебы. За ними мятежницы. Следом под крики «Мы везем пекаря, пекаршу и пекаренка!» — король. Скоро его казнят.

В Петрограде Февральская революция 1917-го тоже начинается с криков: «Хлеба! Хлеба!» Но уже скоро рычит: «Долой самодержавие!»

Народ видит: еду делят нечестно. И шумит, тыча пальцем во дворцы: там они в три горла мясо жрут, а мы здесь от тюри пухнем. И вот переворот, казнь царя, кровавая усобица и строительство нового мира.

Но и его жилец чует несправедливость. О блокадных граммах для простых ленинградцев и ромовых бабах для Смольного читайте у Даниила Гранина в «Человеке не отсюда». Но важно помнить:

советский человек послушнее прежнего. Он запуган насилием и голодом.

«Конечно, мы знаем, — пишет Лев Троцкий в работе «Советская республика и капиталистический мир», — возможны голодные бунты темных людей против Советской власти. <…> Не голодные бунты, а… изъятие запасов и правильное их распределение — вот путь спасения».

Но… «я поймаю Троцкого, повалю его на землю… отрежу ухо и засуну ему в рот — пусть ест!!» — яро орет герой рассказа Аверченко. И, обессилев, шепчет: «А если бы Троцкий дал мне кусочек жареного поросенка с кашей — такой, знаешь, маленький кусочек, — я бы не отрезывал Троцкому уха…»

Тонко подмечено: порой голод кипятит разум возмущенный. А часто ломает людей, размывает устои этики, побуждает к холопству. В 1921-м будущий «отец современной социологии», а тогда едва избежавший расстрела Питирим Сорокин исследует поведение людей во время голода в Поволжье.

Голод убивает 3 млн человек. А с учетом болезней и других сопутствующих причин — до 8 млн. С тех пор власть крепко держит народ в вечных нехватках и ужасе голода. Он нужен эксперименту. Его и кормят. Должен же кто-то выпускать и применять автоматы, боевую технику, сапоги. В ущерб мирным технологиям и товарам. Ведь и цель «великих строек коммунизма» — от Братска до БАМа — по сути, военная. Но они не спасут СССР.

А в 20-х вывод Сорокина суров

при крушении уклада жизни: «Все становятся шакалами и хищниками, нельзя заниматься производительным трудом. Те, кто будут им заниматься, ничего не получат: тысячи грабителей будут драть с них сто шкур…

Экономическая жизнь такого общества идет к краху, который и произойдет… когда воровать станет нечего».

И дальше: «Нельзя игнорировать количество и качество калорий, поступающих в организм общества. Часто разгадка явлений в сфере общественных настроений лежит в колебании этой «переменной» <…> Беспринципный народ теряет свободу, величие, честь и хлеб». А голод всегда «выходит победителем в борьбе с принципами».

Пишет Cорокин в книге «Голод как фактор» и увозит ее оттиск в изгнание. В СССР ее сжигают. Но, похоже, используют.

Например, создавая описанную Шаламовым и Солженицыным «шкалу питания» в лагерях — от небывалых «стахановских» килограммов до нормальных 200–300 г в день, что в суровом климате почти верная смерть (подробности — в «Архипелаге»).

Не здесь ли одна из причин народной безропотности? И не стал ли голодомор 1930-х тестом сорокинских гипотез о покорности людей, деморализованных голодом и им запуганных? О том, как это было, пишут Виктор Данилов, Роберт Конквест, Теодор Шанин... А мы вспомним Василия Гроссмана «Всё течет»: «Землю истыкали штыками, шомполами, все подполы перекопали, все полы повзламывали… искали зерно».

«По всем дорогам — войска, милиция, энкаведе — не пускают голодных из деревень… У людей лица, как земля, глаза мутные, пьяные. Меньше стали ходить, все больше лежат. <…> Бабы крепче оказались мужчин, злее за жизнь цеплялись. А досталось им больше — дети кушать у матерей просят.

И пошли люди опухать. Чего только не ели — мышей ловили, крыс, галок, воробьев, муравьев, земляных червей копали, стали кости на муку толочь, кожу, подошву, шкуры старые на лапшу резали, клей вываривали. А когда трава поднялась, стали копать корни, варить листья, почки… и одуванчик, и лопух…

Ходили к железной дороге… Идет скорый Киев— Одесса, на колени становятся и кричат… И, случалось, бросали люди куски хлеба, объедки... Ползает деревня вдоль пути, корки ищет. <…> Пошел сплошной мор… Валялись на улицах, во дворах, а последние в избах... Тихо стало».

В партии это звали «кладбищами суровой школы» — страшный урок послушания.

Но мир менялся. Хотя и не весь. В Нью-Йорке смуглый хитрован показывает мне бумажную тарелочку: «Гляди, что ем: райс энд чикен… Райс энд чикен! Фак его перефак! Каждый день». И просит доллар.

Сейчас в развитых странах еда — от даровой для бедных до дорогой у гурманов — символ добра и силы. А то и путь к свободе.

Чехи шутят: в 1918-м мы не брали вокзал и мосты. Мы взяли склады еды. И объявили независимость. Воплотилась и мечта Анри IV: нынче кухня — в центре культуры art de vivre — искусства жить, что Франция продает миру.

В России 66% женщин и 45% мужчин считают, что хорошо, если еда вкусна, полезна и разнообразна. А также изящно сервирована и красива. Прямо как у Аверченко.

Ну да, еда не только товар. Она несет смыслы. Например, красоты. Качества. Разнообразия. Милосердия. Когда голодало Поволжье, заграница помогала Советской России. Американская администрация помощи (ARA) кормила 6 099 574 человек, квакеры — 265 000, союз «Спасем детей» — 259 751, Нансеновский комитет — 138 000, профсоюзы Британии — 92 000. В 30-х помощи не было — трагедию скрыли.

В 90-х СССР избежал голода. Но был к нему близок. Часто еду не покупали, а доставали. Слова «пустые полки магазинов» стали политическим мемом. Ввели талоны. В этих условиях Союз бесплатно получил 241 тыс. тонн продовольствия и льготные кредиты для закупки зерна по ценам ниже рыночных. Европа слала в Россию посылки. Кто-то считает это средством влияния. Но факт остается фактом.

А сейчас? Кто боится голода? Кто о нем думает? 30% россиян ощущают тревогу и страх — выяснил весной Институт социологии РАН. Чуть меньше отмечают у других раздражение и агрессию. Сами их испытывают 10%. А 12% апатичны и подавлены. Социологи считают, что причина — ряд нарастающих проблем, которые люди в полном объеме пока не осознали. Хотя видят их по отдельности. Например, рост цен на еду.

«Голод не Яшка: видит кому тяжко». Говорят, эта присказка уже не актуальна. Говорят, куда вернее иная: «Пока я ем, я глух и нем».

Верно ли, что для многих она стала гражданской позицией? А наличие доступной еды — условием политической лояльности?

Ну да. Ведь 66% (сообщил ВЦИОМ в августе) устали от политики. 33% она неинтересна. У них нет убеждений. «Мы только мошки, мы ждем кормежки, / Закройте, время, вашу пасть! / «Мы обыватели, нас обувайте вы, / И мы уже за вашу власть», — с сарказмом писал Маяковский.

А что волноваться? Ведь голода нет.

Новости и материалы
В офисе Зеленского назвали одно из условий для прекращения конфликта
Завербованная мошенниками россиянка обворовала чужой дом
Легенда «Спартака» указал на грубейшую ошибку клуба
Переговоры Лукашенко с делегацией США продолжатся в субботу
«Цепляется за любую возможность». В России назвали цель проведения референдума по Донбассу
Выявлен неожиданный фактор, мешающий излечиться от психических расстройств
Россиян предупредили об опасности хвои живых елок для домашних животных
Ученые создали «пластыри» для восстановления сердца
Подросток заманил 7-летнюю девочку в лес, где изнасиловал ее и удушил
В сети обсудили съемку экс-жены Ивлева в «развратном» наряде: «Уже продаетесь?»
Три аэропорта юга России сняли ограничения на полеты
В Шереметьево сняли ограничения
Комбрига ВСУ заочно осудили в России на 19 лет
Меладзе запретили выступать в Киргизии
Российский канал начал титровать Зеленского как «так называемого президента Украины»
Лукашенко положительно высказался о действиях Трампа
Суд впервые прекратил квартирный спор по «схеме Долиной»
Комментатор Орлов заявил, что Сафонов следует советской школе
Все новости