На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Двусмысленное партнерство

Реакция Европы на российские выборы и поворот в российской внутренней политике противоречива. В самом деле, как себя вести, сидя на двух стульях?

В России прошли выборы в Государственную думу. По Европе прошел вал откликов. В подавляющем большинстве негативных. Значит, как аукнулось, так и откликнулось? На первый взгляд, так оно и есть. Но при ближайшем знакомстве проступают детали, которые не укладываются в схему линейной взаимосвязи между российским ауканьем (выборы) и европейским эхом (отношение к России).

Для экспертов, наших и западных, не является секретом, что отношения между Россией и Европейским союзом носят противоречивый характер. С мая 2000 года Москва и Брюссель не устают повторять, что они рассматривают друг друга как стратегических партнеров. Подписан ряд важных соглашений — в области науки и технологии, об осуществлении многосторонней программы ядерно-экологической безопасности, о режиме транзита между Калининградом и остальной Россией, о сотрудничестве между Россией и Европолом. Приплюсуем сюда такую беспрецедентную акцию, как совместный демарш Германии, Франции и России накануне вторжения американских войск в Ирак.

Но главными свидетельствами стратегического партнерства призваны стать два проекта. Первый — начатый два года назад энергодиалог, который должен перерасти в многолетнюю грандиозную программу энергетического сотрудничества. Второй — концепция четырех «общих пространств», впервые обнародованная на Санкт-Петербургском саммите Россия — ЕС 31 мая 2003 г. В соответствии с ней целью России и ЕС является создание в долгосрочной перспективе общего европейского экономического пространства, пространства свободы, безопасности и правосудия, пространства внешней безопасности и пространства научных исследований и образования, включая культурные аспекты. В совместном заявлении, принятом на Римском саммите Россия — ЕС в ноябре, так прямо и говорится: создание общих пространств — это и есть интеграция Европы. Картина просто идиллическая.

Но, как только партнеры переходят от долговременных целей и проектов к насущным задачам, требующим решений, объятия сменяются боевой стойкой.

Москва и Брюссель увязли в дебатах по спорным вопросам и взаимным претензиям. Подчас разногласия переходят в жесткое противостояние. Так было при обсуждении условий пассажирского транзита между Калининградом и остальной Россией. Так обстоит дело и на переговорах об условиях вступления России в ВТО. В начале декабря, встречаясь с европейскими бизнесменами, Владимир Путин сказал: «Мы постоянно слышим заверения ЕС о поддержке вступления России в ВТО. Но на деле, к сожалению, из раза в раз мы сталкиваемся с неоправданно жесткими требованиями, которые фактически блокируют вступление России в ВТО». Публичное обвинение в несоответствии слов и дел брошено руководителям ЕС не журналистом или экспертом, а президентом государства, именуемого в Брюсселе стратегическим партнером.

Спектр разногласий весьма широк — от взаимных обвинений в торговом протекционизме до взаимоисключающего подхода к урегулированию конфликтов на пространстве СНГ (Молдавия, Грузия, армянско-азербайджанский конфликт). По всем этим вопросам идет жесткий торг, и взаимоприемлемые компромиссные решения добываются, как говорится, в поте лица. Можно, конечно, списать издержки на чрезвычайно сложные и не слишком эффективные бюрократические механизмы. Можно сослаться на то, что споры и торги являются неизбежным атрибутом деловых связей, кивнув при этом на отношения трансатлантических союзников — США и ЕС.

Однако отношения между Россией и ЕС — принципиально иной случай. В чем-то они сродни названию некогда популярной в нашей стране повести американского писателя Митчелла Уилсона «Брат мой, враг мой». Разумеется, Россия и ЕС — не братья, но они близкие соседи, слишком крупные, чтобы недооценивать друг друга, и просто обреченные на сотрудничество в силу существенной экономической и политической взаимозависимости, а также наличия некоторых общих интересов долговременного характера. Россия и ЕС уже не враги, но все еще не доверяющие друг другу персоны, очень разные и с большим трудом находящие общий язык.

К тому же это партнеры, находящиеся в различных весовых категориях, обладающие разной способностью к сотрудничеству, по-разному расставляющие ближайшие и дальние приоритеты. Сумму этих различий можно выразить простой формулой: ЕС обладает гораздо большей способностью к взаимодействию с Россией, но видит в ней не сегодняшнего, а потенциального партнера в том случае, если она создаст со временем эффективно функционирующую рыночную экономику и устойчивую политическую систему демократического типа; Россия, в свою очередь, очень заинтересована в сотрудничестве с ЕС, особенно экономическом, но не готова сегодня и еще долго не будет готова сотрудничать в масштабах, соответствующих совокупным ресурсам партнеров. Этими двумя «да, но...» и объясняется бросающийся в глаза диссонанс между амбициозными проектами и скудной практикой сотрудничества ЕС и России. Проекты рассчитаны как минимум на 15–20 лет, выполнять их придется новым политикам, а пока они как бы компенсируют отсутствие впечатляющих реальных плодов сотрудничества.

В этих условиях любое событие в России или Европе, идущее, по мнению одной из сторон, вразрез с концепцией партнерства, вызывает у нее чрезмерно негативную реакцию.

Вспомним хотя бы истерику, устроенную частью российских политиков и журналистов в связи с двойным датским отказом — экстрадировать Ахмада Закаева и запретить проведение чеченского конгресса в Копенгагене. Выборы в Государственную думу — событие куда более важное, и вызванный ими большой резонанс в Европе закономерен. Но он не похож на стройный хор в стиле греческой трагедии. Западноевропейское общество, в отличие от почти аморфного российского, четко структурировано. Поэтому и оценки выборов, их последствий и особенно влияния на отношения интегрирующейся Европы с Россией неоднозначны.

Публичные политики, партии либерально-демократического толка, общественные организации, особенно правозащитные, преобладающая часть СМИ среагировали в унисон: Россию тянет в прошлое, в ней усиливается влияние националистов и ультраправых, она не приемлет ценности западной либеральной цивилизации и не хочет интегрироваться с семьей демократических наций Европы. Эти круги наиболее последовательны в своей критике новейших тенденций развития российского государства и общества.

И они же наиболее прямолинейны в своем подходе к отношениям с Россией: сближение с ней — это, по сути, ее одностороннее движение в сторону Запада.

Таково было категорическое условие ЕС, когда он заявил в начале 90-х годов о своей готовности открыть дверь странам Центральной и Восточной Европы. В течение 10 лет Брюссель жестко контролировал процесс реформ в этих странах, публично выставляя им оценки за успехи или нерадивость. Надо ли доказывать, что в отношениях с Россией этот сценарий не пройдет?

Существуют, однако, и другие подходы. Реакция западноевропейских деловых кругов на думские выборы и предшествовавший им «накат» властей на ЮКОС и Михаила Ходорковского оказалась гораздо более сдержанной, если не нейтральной. Большой бизнес, стратегически заинтересованный в освоении российского рынка, руководствуется, прежде всего, такими критериями, как политическая стабильность, порядок в стране, пусть даже ценой усиления авторитаризма и ущемления демократии, гарантии иностранным инвесторам и личная безопасность иностранцев, работающих в России.

Европейский бизнес полагается на логику развития уже утвердившейся в России рыночной экономики и на то, что в нее основательно вросла своими корнями обновленная российская бюрократия.

От президента Путина он ждет расширения нормативной базы рыночной экономики, недвусмысленного юридического закрепления прав собственника, содействия развитию рыночной инфраструктуры, создания стабильной и прозрачной системы налогообложения и т. п. А потому прямые иностранные инвестиции в национальную экономику, на две трети западноевропейские, увеличились с 4 миллиардов долларов в 2002 г. до 6 миллиардов в 2003-м, то есть на 50%. Инвестиционный рейтинг России растет, иностранные компании и банки создают новые дочерние предприятия, открывают филиалы, объявляют новые проекты и т. д.

Оправдается ли расчет на то, что дрейфующее к авторитаризму российское государство сумеет на этот раз найти такой баланс отношений с экономикой и обществом, который предотвратит новый застой и последующий коллапс в нашей стране? Прецедента такого в российской истории не было.

~ И наконец, о реакции европейских государственных лидеров. Точнее, об отсутствии таковой. В самом деле, как себя вести, сидя на двух стульях? С одной стороны, следовало бы солидаризироваться с гласом общественности, с другой — нельзя не учитывать интересы деловых кругов. Короче, сидеть — неудобно, а признаваться в этом — неприлично. Но и это не все. Россия — не рядовой партнер. Не знающая границ война против международного терроризма и транснациональной преступности, региональные конфликты и диктаторские режимы, нераспространение ядерного оружия, энергетика и окружающая среда — во всех этих критических областях жизни без диалога и сотрудничества с Москвой не обойтись. Вот и молчат европейские государственные мужи. Благожелательно прокомментировать выборы мог бы Сильвио Берлускони, но он уже попробовал это сделать в связи с «делом ЮКОСа». Как это восприняли в Европе — у всех на памяти. Умудренный обозреватель газеты «Файнэншл Таймс» Мартин Вульф достаточно точно расшифровал формулу молчания европейских лидеров: «Пусть и авторитарная, но процветающая Россия будет более желанным соседом для других стран, чем Россия, влачащая нищенское существование». Было бы наивно ожидать от них такого признания.

А у здравомыслящего человека возникает лишь один вопрос: возможна ли авторитарная, но процветающая Россия?

Выборы в Думу привели к изменению хрупкого баланса позитивных и негативных тенденций в отношениях Россия — ЕС. Изменению, понятно, в худшую сторону. Разумеется, сотрудничество будет развиваться. Прагматическое и взаимовыгодное. Но реальное партнерство, основанное на приверженности одним и тем же базовым ценностям, отличающееся высоким уровнем взаимного доверия и приближающее к созданию единой семьи европейских народов, стало еще более отдаленной целью, чем это казалось пару лет назад.

Новости и материалы
Лавров назвал Европу «источником всех бед»
Лавров сравнил Европу в вопросе Украины с врачом-двоечником
Россиянка переломала другу кости из-за разговоров о ее ухажерах
Лавров заявил, что Россия ждет реакции от США по поводу последних контактов с Украиной
Россиянка утонула на Бали
«Радиостанция Судного дня» вышла в эфир четвертый раз за день
В группировке «Запад» заявили о контроле над всеми районами Купянска
Глава РПЛ заявил, что ужесточение лимита на легионеров не решит проблемы
Фигурант дела о теракте в «Крокусе» дал первые показания в суде
Прием популярных лекарств связали с мышечной болью
Россиянка пыталась вернуть возлюбленного с помощью приворота и осталась без денег
Полина Диброва захотела детей от Товстика
Бывший министр ДНР погиб в зоне СВО
Стало известно, как внешний вид гениталий влияет на восприятие женщин
Ученые предупредили об опасности тусклого света по утрам
Семья баскетболистов избила судью на отборочном этапе Кубка России 3х3
Раскрыто, зачем Киев вводит в заблуждение об обстановке на фронте
США и ЕС договорились о гарантиях безопасности для Украины по аналогии со «статьей 5» НАТО
Все новости