На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Квартирно-контрактные маневры

Военная ипотека открывает путь к контрактной армии. А Минобороны тормозит законопроекты о сокращении призыва.

За годы сопротивления военной реформе генералы научились использовать формулу «жилье для военных» для торпедирования любых преобразований: мол, пока нет жилья — не о чем говорить. Анонсированная на днях президентом военная ипотека позволяет выбраться из этого капкана. О том, как работает накопительная ипотечная система, которую представил Герман Греф на совещании в Минобороны, и о том, как Минобороны не успевает с законами по реформе, рассказывает один из разработчиков концепции контрактной армии, заведующий лабораторией военной экономики ИЭПП Виталий Цимбал

Виталий Иванович, в чем смысл анонсированной президентом новой системы предоставления военным жилья?

— В дополнение к действующим системам обеспечения военнослужащих жильем предлагается накопительная ипотечная система. В идеале представляется, что военнослужащий, проходя службу, проживает на служебной жилой площади, а за это время на его именной счет накапливается сумма достаточная, чтобы по прошествии 20 лет он получил жилье в собственность. В этом состоит новация. Это вводится для того, чтобы вновь поступившие на службу выпускники военных учебных заведений или контрактники — солдаты, сержанты, матросы — после заключения второго контракта смогли проживать на служебной площади и не становиться в очередь на получение жилья по прежним системам.

Обязательства перед теми, кто служит сейчас, государство выполнит, но пополняться эта очередь бесквартирных военных не будет.

В этом заключается основная идея реформы.

— После трех лет службы военнослужащий сможет получить квартиру на условиях ипотеки?

— Если захочет. Если он служит на Крайнем Севере, в закрытом военном городке, то вряд ли он захочет оставаться там на всю дальнейшую жизнь. Скорее всего, в этом случае он будет продолжать жить на служебной жилой площади и участвовать в накопительной системе. Когда он определится с тем, где он будет жить после завершения службы, то он может воспользоваться ипотекой.

В принципе, идет замена натуральных преференций и привилегий на денежные.

Сейчас очень часто государство не выполняет свои обязательства по предоставлению жилья военнослужащим так, как это записано в действующих законах. Скажем, если военнослужащий уходил служить из Москвы и хочет по завершении службы вернуться в Москву, то, как правило, предоставить ему площадь по действующим нормам слишком дорогое удовольствие — бюджетных средств не хватает. В новой же системе будет единая для всех норма отчислений на персональный счет, а дальше человек решает, что лучше — однокомнатная квартира в Москве или трехкомнатная где-то в другом городе.

Появляется свобода маневра. На условиях ипотеки можно получить квартиру раньше. Можно будет вносить свои сбережения, добиваясь тем повышения качества жилья или увеличения площади.

В общем, от распределительной социалистической системы мы переходим к тому, что принято в большинстве государств.

— А почему просто не оставить использование этих средств на усмотрение военного?

— Просто накапливать деньги можно, но военные крайне боятся — и их опасения справедливы, — что люди, хорошо обученные военному делу, могут, допустим, потратить эти деньги и потом остаться обозленными бомжами. Именно поэтому накопительный счет является целевым. Если же полученное жилье будет продано, то это уже не относится к военной организации, поскольку средства были предоставлены.

— Квартирный вопрос находится в центре военной реформы, из-за него, в частности, провалился эксперимент в 76-й дивизии…

— Эксперимент пытались провести так: заманить людей на военную службу обещанием немедленно дать жилье. Причем денежное довольствие было низким, ниже средней зарплаты по стране. На этот призыв потянулись люди, даже малоприспособленные к службе, чей возраст приближался к сорока годам. Они шли получить жилье и в сорок пять уволиться. Во что превратилась бы эта система, если бы ее осуществили? Люди бы приходили, получали жилье и отказывались заключать следующий контракт. Жилье получено, а кому охота служить за мизерное денежное довольствие? Вмешательство Минфина и других органов пресекло такой эксперимент.

Людей на военную службу надо привлекать главным образом высоким денежным довольствием, неденежными привилегиями и обещанием дать жилье после окончания службы.

— Как система ипотеки будет действовать в случае с контрактниками?

— Первый контракт человек подписывает на три года. Через три года он присмотрелся к военной службе, к нему присмотрелись — и контракт перезаключается. Если же он не устраивает военную организацию, то его не берут и он получает преимущество только для получения образования или для продвижения по государственной службе, если он туда перейдет. Если же, утвердившись в желании продолжать службу, человек хочет заключить новый контракт и он устраивает военную организацию, то с этого момента включается накопительная система. Сможет он сразу ей воспользоваться? Нет. Еще через три года, если ситуация повторяется — человек хочет служить и он нужен, тогда ему будет предоставлено право перейти в ипотеку. Например, в Соединенных Штатах после первого контракта остается только половина людей, после второго контракта — уходит еще почти половина.

Совсем не значит, что все контрактники по этой системе будут получать жилье. Это достаточно гибкая система с определенными правилами и процедурами.

Этим она хороша и этим отличается от того, что было сделано в Пскове, когда говорили: приходи, мы тебе дадим жилье. В данном случае при ипотечной накопительной системе введено двойное ограничение доступа. Система работает только после заключения третьего контракта.

Многие люди не знают, на сколько они идут служить. Кого-то, может быть, привлекала возможность поступить в престижный вуз на особых условиях. Необязательно заманивать именно жильем. Это система, которая срабатывает на разных рубежах.

— Могут ли эти новации сдвинуть реформу комплектования, которая, похоже, приостановлена?

— Она не заглохла, а просто перешла в спокойную рабочую стадию. Есть федеральная целевая программа перехода на контрактную систему, которая начинает реализовываться с этого года. Решили сначала переоборудовать казармы в общежития, а потом приглашать людей на службу по контракту.

На наш взгляд, темп низковат, но, по крайней мере, реформа не остановилась. Напомню, что принято решение президентом и правительством о сокращении срока службы по призыву до одного года с 2008 г. Надо успеть набрать достаточное количество контрактников, чтобы можно было вдвое сократить службу по призыву. Мы же предлагаем еще резче — сократить призыв до 6 месяцев. В идеале его надо оставить только для того, чтобы человек получил самую начальную подготовку, представление о службе, и чтобы армия составила о нем предварительное мнение. После чего он решает — служить по контракту или уходить в так называемый мобилизационный резерв.

— А в какой стадии находится разработка законов о контрактной армии?

— В Думе сейчас рассматривается законопроект, в котором описывается то, на каких условиях должны служить люди по контракту. Кроме того, в конце прошлого года должен был быть представлен законопроект «О порядке перехода на сокращенную продолжительность службы». Но он так и не был внесен. Решение правительство приняло в августе, а в конце 2003 г. Министерство обороны должно было представить законопроект в Думу.

Говорят, он не представлен потому, что какие-то детали не стыкуются и не согласуются. Сейчас думский комитет по обороне должен потребовать представления этого законопроекта.

~ Важно понять, какие условия будут записаны в закон о контрактной службе, в том числе там по-новому нужно описать проблему обеспечения жильем. Пока действует закон, по которому если человек подписал контракт, то ему нужно дать служебное жилье, а через некоторое время предоставить ему жилье в собственность в натуральном виде. Пока этот закон не отменен.

— Может, Минобороны вообще не собирается вносить закон о сокращении срока службы?

— Группа экспертов нашего института написала свой законопроект и направила его и в Минобороны, в Минфин и в Минэкономразвития, а также в Совет безопасности и комитет обороны Думы. В принципе, такого рода законопроекты должен вносить президент, потому что он отвечает за «силовой ствол». Теперь, по идее, в Совете безопасности должны рассмотреть и проект Минобороны, и другие предложения. Плохо, если будет только один проект и общественность не подпустят к его обсуждению, а комитет по обороне Думы сгоряча возьмет и проголосует.

Интервью взял Евгений Натаров

Новости и материалы
«Лежу в нейрохирургии: избитый тренер гандбольного клуба рассказал о своем состоянии
Определены самые выгодные смартфоны для покупки в декабре
В Белоруссии под помилование попали 156 иностранцев
СМИ сообщили о крушении легкомоторного самолета в Подмосковье
На Западной Украине массово «заминировали» поезда
Лукашенко решил помиловать 123 заключенных
Европе предрекли проигрыш от любого исхода переговорного процесса по Украине
Стало известно, зачем Лукашенко помиловал политзаключенных
Эстонский депутат покинул правящую партию из-за несогласия с политикой русофобии
«Россия 25» обыграла Белоруссию в матче Кубка Первого канала по хоккею
Премьер Словакии рассказал, что сделают страны Запада после окончания конфликта на Украине
В постпредстве США в Женеве указали на высокие траты ООН на бюрократию
В Финляндии возбудили уголовное дело против Греты Тунберг
Лукашенко освободил оппозиционерку Марию Колесникову
Украинский блогер-миллионник Артур Бабич официально стал россиянином
Полиция Астрахани ищет участника конфликта, в котором пострадал тренер Георгий Заикин
Российская лыжница отобралась на Олимпиаду
Samsung готовится свернуть выпуск бюджетных SATA SSD
Все новости