На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

У зэка всегда собственная стратегия

Глава Фонда эффективной политики о тексте, опубликованном от имени Михаила Ходорковского.

— Я могу сказать, что глубоко тронут текстом Михаила Ходорковского, хотя не согласен с большей частью того, что там написано. Тронут потому, что и сам уточнял свои политические взгляды в соседнем СИЗО, только на 20 лет раньше и в Бутырках, а не в «Матросской Тишине», в диссидентские времена. Вообще, все самое интересное из русских политических текстов написано зэками или в связи с зоной. Так же как и тюремные тексты Николая Бухарина, Павла Флоренского интереснее нетюремных. Видимо, дискомфорт полезен нашему брату.

Это очень русский документ, он будет не понятен за пределами России, он будет там казаться кричаще противоречивым и подозрительным вследствие этих противоречий, хотя мне он кажется по-человечески интересным.

Он обязательно будет переломом к какой-то более обдуманной и более выстраданной линии поведения.

И в этом я склонен относиться с доверием к человеку, который в трудных обстоятельствах ищет свой путь.

Эта статья мне не кажется игрой, она слишком честная и для игры, и для политика. Но все-таки элементы игры есть. Там заметны попытки выстраивать какую-то стратегию одновременно игры и с обществом, и с властью. В текстах практически любого зэка есть элементы игры. Это неизбежно. Вообще, я бы осторожнее обходился с суждениями о намерениях зэков. Я напомню, что Ходорковский сегодня прежде всего не миллиардер, не крупный бизнесмен, а зэк. Не будем забывать, что зэк — это разновидность раба. Он не полностью властен над своим существованием. Он просто несвободен. Нельзя про это забывать.

У зэка всегда собственная стратегия, он слабо считается с нашими предпочтениями, я думаю, зэк обычно по-своему прав.

Какой-нибудь пылкий юноша с взглядом горящим вполне может рассматривать этот документ как манифест, но опять-таки для манифеста он слишком честен. Сегодня Ходорковский нравственнее практически всех русских политиков, которых он годами развращал. И в каком-то смысле в камере проще быть нравственнее. И это для меня скорее интересный интеллектуально и морально текст, но вряд ли его можно рассматривать как манифест.

В статье много интересных моментов. Я согласен с Ходорковским, когда он пишет о коктейле страха и комфорта как о причинах капитуляции либералов. Это одно из немногих абсолютно точных попаданий.

Страх плюс комфорт толкает людей на самые отвратительные вещи. Это очень популярный коктейль как у либералов, так и у номенклатуры.

Статья сама по себе критическая к либералам, и, вместе с тем, он уклоняется от самокритики. Очень важно, что Ходорковский признает, что не кто-нибудь, но именно либеральный класс коррумпировал либеральные СМИ и превращал их в инструмент. Проще признавать чужие ошибки, потому что как раз ЮКОС, как ни странно, сторонился именно игры со средствами массовой информации. Эта группа (я говорю про 90-е годы, что сейчас — я могу не знать) не несет значительной ответственности за общественную коррупцию. Этим занимались практически все другие крупные корпорации. Они уклонялись от этого, я не знаю, по каким соображениям, но это так. Зато группа ЮКОС несет значительную ответственность за коррупцию политиков и общественных организаций, где она действовала чрезвычайно активно.

Интересно, что Ходорковский наконец дистанцируется от термина «олигархи», хотя я думаю, что эти люди — Ходорковский и Невзлин — должны разделить часть ответственности за введение этой идеологии, именно как идеологии слова в русскую политическую лексику для решения своих текущих задач межкорпоративной борьбы конца 90-х. В сдержанном виде в другом месте он это признает.

Самое сомнительное в его тексте — это советы в конце статьи. Его рекомендации на будущее сомнительны в том смысле, что это, как говорил Гете, «поэзия и правда». Здесь есть элементы политических выводов, элементы самообвинений и элементы игры, правда, такой коктейль опять-таки естествен для письма зэка. Вот что значит, например, его термин «легитимировать приватизацию»? Какую именно приватизацию? Их было около полудесятка волн, и чего именно, которую из них мы будем легитимировать? В сущности, здесь заложен другой тезис.

Пора нам признать не итоги приватизации, а признать итоги создания России вместе с классами и группами социальными, которые в ней возникли, а не говорить, что какая-то из этих групп не имеет права на существование. Как только какая-то из групп признается порочной, мы опять вступаем в полосу гражданских войн.

Это слишком серьезный вопрос, в котором недомолвки опасны.

А когда он говорит, что нужно заставить большой бизнес поделиться, — это, с моей точки зрения, некоторое «ля-ля», предполагающее опять какую-то непонятную сделку между непонятными сторонами. Когда обе стороны очерчены неясно, предполагается, что в центре ее будет находиться бюрократия, которая будет, в сущности, сама с собой делиться.

То есть это перераспределение собственности между разными группами бюрократии. А это уже не очень интересно.

Сейчас Ходорковский сидит в камере и ждет суда. В какой степени будущий суд будет сопровождаться юридической или квазиюридической сделкой, мне трудно сказать, но пока в России не существует независимого суда — мы это все признаем, мы просто не видели прецедента независимого суда.

интервью взял Илья Жегулев

Новости и материалы
В Димитрове группа военных ВСУ сдалась в плен к российским силам
Эксперты рассказали, кто чаще становится жертвой мошенников перед Новым годом
Бывший премьер Украины раскрыл, как Зеленский срывает переговоры
Как по анализу крови выявить повышенные риски болезни Альцгеймера, рассказал врач
В «Опоре России» исключили безработицу и массовые сокращения из-за повышения НДС
В Совфеде РФ рассказали о «физиологических судорогах» европейских стран
В США считают, что Европа не согласится на мир на Украине к Рождеству
Москвичей предупредили о резком ухудшении погоды и опасной гололедице
В Госдуме предложили ограничить стоимость высшего образования
Шойгу заявил, что Россия против создания «восточного НАТО»
Премьер-министр Эстонии исчез во время выступления Зеленского
Победитель «Евровидения» отказался от награды из-за участия в конкурсе Израиля
Как подготовить кожу к новогодним праздникам за две недели, рассказал врач
Россиянам объяснили, почему рубль укрепляется вопреки декабрьским традициям
Наступление холодов спровоцировало в России спрос на пауэрбанки
Врач посоветовала дарить близким на Новый год книгу
Стало известно, когда доллар может вернуться к 60 рублям
Экс-премьер Украины раскрыл, кого Зеленский подбирает на место Ермака
Все новости