На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Пируэт для самураев

Балет «Тамаши»

Не успела закрыться японская выставка в музеях Кремля, как самурайскую эстафету подхватил балет. Правда, на спектакле «Тамаши» («Дух») мечей и харакири на сцене не было. Но «бусидо», самурайский кодекс чести, на сцену Новой оперы явился и властвовал.

Балет сочинил японский солист Большого театра Морихиро Ивата. Он, что называется, решил скрестить наше и ваше – поставил спектакль, который сам определяет как «классический балет японского стиля, опирающийся на традиции Большого». Это так и есть. В Японии были «кагура» — древние мистерии, танцевальная пантомима под барабаны, в которой рассказывались истории про Аматэрасу – богиню солнца из многонаселенного синтоистского пантеона богов. А в России есть классический танец, от которого японцы, выражаясь молодежным языком, прутся. Не успели они познакомиться с этим европейским искусством в начале 20 века — сразу влюбились в балет по уши. Японцы выписывают к себе лучших мировых балетных звезд, не жалея денег, и могут по сто раз смотреть один и тот же спектакль. Вот Ивата и взял одну из историй про богиню, а затем воплотил ее в танце силами классических танцовщиков.

Идея постановщика обрекала его на успех: поставить в Москве балет с японской экзотикой — все равно, что в Японии показать шоу с матрешками.

Тем более что автор балета сам в нем выступает, а Ивата известен как виртуоз классического танца: не будь он маленького роста, танцевал бы принца в «Лебедином озере». Но у нас по давней традиции такие партии достаются только высоким артистам. Морихиро исполняет в том же «Озере» партию шута, но делает это так ярко, словно именно об этом японце сказано: «Нет маленьких ролей, а есть маленькие актеры».

К «Тамаши» хотелось долго готовиться. Рыться в словарях и справочниках по японской культуре. Вспоминать эстетические термины, которые даже звучат утонченно. Например, «югэн» — скрытая красота предметов, людей и природы.. Или «моно-но аварэ» — печальное очарование вещей. Но, по большому счету, все такое не понадобилось. Балет «Тамаши» и без словарей понятен любому: либретто спектакля, изложенное белым стихом, перед началом долго зачитывали по радио, а по ходу действия объясняющие реплики добавляли ещё. Было похоже на старый советский фильм-балет «Ромео и Джульетта»: в кадре Уланова бежит с развевающимся плащом, а за кадром мужской голос читает Шекспира, что у него в этом месте говорится.

И никакой вам элитарности, никакого снобизма и высоколобого «профессорского» упоения знаниями.

Потому что еще не все трудящиеся хорошо знакомы с классикой.

«Тамаши» — история про то, как на неком острове было извержение вулкана и наступил всеобщий мор. Трагедию взялись отменить пять самураев во главе с сенсэем, для чего они отдали всю жизненную энергию и умерли, но зато вызвали Аматэрасу, которая и помогла мужественным людям повернуть историю вспять. Действие развертывается под ритмический всплеск японских барабанов, и пляска самураев кажется красиво рожденной из грохота. Самураев пятеро: Дракон, Тигр, Журавль, Леопард и Змея. Есть еще Аист, Голубка и Ласточка — три девы, символизирующие мирную жизнь природы и предваряющие появление богини. Главный градус спектакля выявлен в эпизодах групповых мужских танцев. Ивата ловко использует богатый арсенал прыжков, сдабривая их ритуальными японскими движениями рук.

И (не в последнюю очередь благодаря редкостной отдаче исполнителей) добивается искомого результата.

На фоне плывущих облаков и морского прибоя на публику обрушивается вихрь и шторм. Мы воочию видим, как из яростно танцующих тел выплескивается энергия, которой на самом деле можно спустить богиню на землю.

Не стоит думать, что суть балета — в пересказе экзотической японской истории или в чудесах типа божественных явлений. «Тамаши» в свои лучшие моменты — спектакль о могучей силе энергии танца. А если тут и есть чудеса, то это чудесные возможности тренированного тела. Ивата сделал ставку на выразительную самодостаточность танцевальной техники — и выиграл. Можно бесконечно следить за тем, как упруго взмывает в воздух сам постановщик (Дракон), как изысканно вьется в экстазе Денис Савин (наставник Такэро), как изумительно управляется с парениями и пируэтами Вячеслав Лопатин (Змея). Ради этого можно потерпеть и остальное – многословные словесные декларации, не совсем внятную пантомиму, достаточно тривиальные женские танцы и наивность общей атмосферы.

Может, наивность возникла оттого, что Ивата, как он признается, очень любит реализм в театре и систему Станиславского?

И, как это часто бывает, запутался в трех соснах, разбирая понятие театральной правдивости действия? Да, Константин Сергеевич у нас назначен отвечать за «реализм», который в балете традиционно понимается как подражание законам драмы. Но балет — искусство по природе своей условное, как ни крути. Хореографу стоит больше доверять возможностям движения, которое прекрасно может всё рассказать и показать — слово бессильно там, где балетные па красноречивы, и в балете молчат не потому, что сказать нечего, а потому, что говорить должно тело. А если в современном спектакле болтаешь дополнительно — все равно, словами ли, руками или физиономией, — получается масло масленое.

Такое вот печальное очарование вещей.

Новости и материалы
Россияне рассказали, какую зарплату они хотят получать в 2026 году
Россия пытается добиться освобождения сотен политзаключенных на Украине
Россиянам рассказали, в каких новогодних блюдах искать магний и витамины B
Раскрыты подробности атаки на военных США в Сирии
В Пулково скорректировали временные ограничения
Российские военные отрезали пути отхода остаткам ВСУ из Северска
Обломки БПЛА повредили несколько домов на Кубани
Россиянам дали советы, как выбрать технику, которая не сломается через год
Аэропорты Грозного и Пскова временно прекратили работу
В США произошла стрельба в университете
Названа дата прощания с послом России в КНДР
На Западе заявили о «зашкаливающей глупости» Каллас
Россиянам напомнили о праве взыскать компенсацию из-за увольнения под давлением
Россиянам рассказали, когда начинать закупаться к Новому году
В Совфеде прокомментировали слова Мерца о конце эпохи «Американского мира» для ЕС
В аэропорту Пулково ввели временные ограничения
США сбросили осветительные бомбы в небе над Пальмирой
Лукашенко попросил не задавать «гадких вопросов» о Трампе и Путине
Все новости