На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Пропаганда Пропагандовна

Культура по четвергам

Культура по четвергам: пиратский слив в интернет громкой воскресной премьеры Первого канала — фильма о войне с Грузией «Олимпиус инферно» — стал хорошим поводом поговорить о методах работы бойцов идеологического фронта.

В воскресенье, как известно всем, хотя бы периодически включающим телевизор, нас ожидает громкая телепремьера – Первый канал покажет фильм Игоря Волошина «Олимпиус инферно». Первое осмысление войны по принуждению Грузии к миру средствами художественного кинематографа пропустить сложно – канал крутит рекламный ролик едва ли не каждые полчаса. Ожидаем ажиотажа.

Больше всего в этой истории удивляет, конечно же, оперативность.

Прошло всего чуть больше полугода – и вот мы уже имеем не только документальные ленты (российская «Война 08.08.08. Искусство предательства» и ответная грузинская «Хроника грузинского августа», снятая на русском языке), но и полноценный художественный фильм. Собственно, этого, конечно, и следовало ожидать, освоить тему собирались многие — по сообщениям таблоидов, даже Гоша Куценко планировал снять «полноценный художественный фильм, а не просто маленькие ролики о том, как мы туда съездили», с рабочим названием «Уикенд» — потому как «грузины начали эту войну в ночь с четверга на пятницу, и выходные получились невесёлые». Но первыми успели все-таки создатели «Олимпиус инферно».

Этот проект, в отличие от многих других, в прессе не афишировался, поэтому известно о нем немногое.

Делала его компания «Красный квадрат кино», а продюсерами выступили ребята из «Базелевс продакшн» — Алексей Кублицкий, Леонид Петров и Стас Довжик, компании, уже не первый раз работающей с Первым каналом — достаточно вспомнить «Дозоры» или «Иронию судьбы-2». Снимал фильм режиссер Игорь Волошин, чья вторая игровая лента «Нирвана» прошла у нас в прокате в прошлом году. Среди актеров маститые тоже не засветились – главные роли исполнили Полина Филоненко, до этого снимавшаяся большей частью в артхаусных лентах вроде фильмов «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики или «Яр» Марины Разбежкиной, и израильтянин российского происхождения Генри Давид, известный на родине как звезда телесериалов «Мирхак негиа» («Дотянуться рукой») и «Масахим» («Жизнь онлайн»). Фильм снимали в Абхазии, и сделан он, как признается Волошин, «в документальной стилистике, в стиле «лайф экшн». Поэтому в картине нет компьютерной графики, все достаточно реалистично». Что еще? Кинопрокат не планируется, телепремьера в воскресенье, в этот же день фильм выходит на DVD.

Последнее обстоятельство, собственно, и обусловило возможность для написания этой колонки.

Потому как фильм, естественно, тут же утек к пиратам и ныне выложен в интернете во всех возможных форматах – от «Видео для PSP» до DVD-9, и ознакомиться с ним до официальной премьеры могут все желающие.

Хихикать начинаешь еще в самом начале, когда американский энтомолог Майкл собирается ехать за бабочками в Южную Осетию – в памяти сразу всплывает незабываемое «Я ест американский энтомолоджист, я еду на Суматра ловит бабОчек» в исполнении пана Ежи Штура. Впрочем, вскоре понимаешь, что создатели вдохновлялись вовсе не «Дежа-вю», а немного другой картиной. После того как увезенный школьником в Штаты Майкл (бывший Миша) и его бывшая же одноклассница, ныне журналистка Женя устанавливают аппаратуру для ночной съемки редкой бабочки вида олимпиус инферно, а снимают в итоге тайное вторжение грузинских войск, сомнений уже не остается – в условиях дефицита времени сценаристы решили не париться.

И позаимствовать завязку у американского фильма «Враг государства», где камера видеонаблюдения за перелетными птицами случайно снимает убийство сенатора сотрудниками АНБ, а потом все бегают за этой кассетой.

У нас – сюрпрайз! — тоже весь фильм бегают: и парочка, пытающаяся скрыться то у миротворцев, то в штурмуемом Цхинвале, и преследующий их по пятам инфернальный злодей Вахо из грузинских спецслужб.

В общем, сюжет богатый — тут тебе и роуд-муви, и боевик с триллером, и лав-стори, и, кто бы сомневался, Пропаганда Пропагандовна. Потому как основной пафос фильма – разоблачить во что бы то ни стало грузинскую военщину, развязавшую войну, но сваливающую все с больной головы на здоровую.

Если вы ждете обличения, как сейчас принято говорить, «пропагандонства», то зря.

Во-первых, к культуре, которую я на данный момент представляю, это не имеет прямого отношения, а во-вторых, ну сколько уже можно оскорбленную невинность изображать и твердить, как режиссер Игорь Волошин в интервью «Радио Свобода (организация включена Минюстом в список иноагентов)»: «Для меня там самое важное – история двух молодых людей, попадающих на войну. И у них есть выбор – остаться людьми или просто спасать свою жизнь. И я очень надеюсь, что грузины поймут: это фильм не о них. Он о двух молодых людях, оказавшихся в критических обстоятельствах и сделавших свой выбор».

Давно пора честно признаться – пропагандистского кино в нашем мире не снимают только те, у кого денег нет. Как справедливо замечает в фильме эпизодический американский журналист: «Милочка, танки и самолеты – херня. Главное – журналисты. Про информационную войну слышала?» Конечно, как говорил Геббельс, лучшая пропаганда — та, что не обнаруживает себя, но в целом вполне естественно, что государство отстаивает свои идеологические интересы и художественными методами тоже.

Но вот вопрос – как оно его отстаивает, мне обойти уже не удастся. И здесь приходится признать – исключительно в русле национальной традиции.

То есть по принципу «без единого гвоздя, сработано топором».

Нет, ну, правда, господа культурные производители, вы когда работать нормально начнете? Ну почему у нас как госзаказ – так нас всех тошнит? Ну почему обязательно делать фильмы по ворованному сюжету, с диалогами вроде: «Скажи, это все — правда?» — «Правда? — горькая усмешка. — Правда еще страшнее»? Почему, когда вы нечаянно заперли безоружных героев в караулке на грузинском блокпосту в окружении толпы вооруженных неприятельских мужиков и не знаете, как их оттуда вызволить, вы просто пускаете следующим кадром Женю и Майкла, убегающих вдаль по берегу реки (почему-то забравшись в воду по щиколотку) и ведущих идеологически выдержанный диалог? Ну что же вы почтенных сограждан за полное быдло-то держите?

Молчат «друзья государства», не дают ответа. А с другой стороны – что им особо-то распространяться? Они свое творческое кредо честно выложили в фильме устами главной героини:

— Объясни, зачем они это делают?

— Так это новый тип войны – побеждает тот, кто громче кричит. Вспомни свой Ирак. Твои сограждане кричали, что там производится химическое оружие, а после войны выяснилось, что его там нет — упс, извините! Люди хавают через телик все, что им впихивают.

Новости и материалы
ВС России «Кинжалами» могли поразить секретные подземные объекты ВСУ
Путин встретился с президентом Узбекистана в Ашхабаде
На подлете к Москве сбили еще один беспилотник
Путин прибыл на место проведения форума мира в Ашхабаде
Четыре очка Кучерова помогли «Тампе» разгромить «Нью-Джерси»
Один из российских аэропортов возобновил работу
Стало известно, что будет с российским авторынком в 2026 году
Россиян предостерегли от финансовых ошибок в 2026 году
Трамп заявил, что конфликт на Украине может привести к третьей мировой
Одесса после взрывов частично осталась без электричества и водоснабжения
Трамп заявил, что его мирный план не нравится только Зеленскому
Зеленского обвинили в затягивании переговоров после слов о сдаче территорий
В Госдуме предложили увеличить штрафы за покупку алкоголя подросткам
Захват венесуэльского танкера назвали начальным этапом плана США против Мадуро
Россиянам рассказали, как выбрать новогоднюю гирлянду
Стало известно, когда продюсер «Ласкового мая» Разин уехал из России
Путин в Ашхабаде возложил венок к символу нейтрального статуса Туркмении
Аналитики ожидают снижения ключевой ставки в декабре
Все новости