На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Я встаю в 6 утра и читаю Гегеля

Выставка «Рукоделие» в галерее «Проун»

На выставке «Рукоделие» в галерее «Проун» демонстрируются вышивки и аппликации из тканей. Однако этот репертуар имеет мало общего с сентиментальным дамским творчеством — большей частью он связан с авангардными и поставангардными тенденциями в искусстве.

Мы все учились понемногу вышивать крестом и гладью (был такой спецкурс уроков труда в советской начальной школе), однако респектом к этой технологии мало кто проникнулся. Про мужчин и говорить нечего, но даже современных барышень редко застанешь за рукоделием — охота была глаза ломать, да и воспитательный эффект от подобного занятия уже не считается важным. Казалось бы, архаическая техника окончательно канула в Лету. Впрочем, не торопитесь с выводами. Свою вторую жизнь вышивание получило больше ста лет назад — в художественной практике. И эта линия тянется до сих пор.

Не сказать, конечно, чтобы нынешние художники поголовно хватались за нитки с иголками, но тенденция определенно существует.

Устроители «Рукоделия» в галерее «Проун» взялись реконструировать тот путь, который проделало вышивание в качестве артистической медиа. Началось все с модерна, часто понимавшегося современниками как «вещизм» в хорошем смысле. Именно тогда, на рубеже XIX — XX веков, к вышиванию стали присматриваться передовые художники, желавшие избавления от прежних романтических клише. Работы Марии Якунчиковой, возглавлявшей знаменитые мастерские в Абрамцеве, ее сестры Веры Вульф, рано умершей Надежды Псищевой (она была женой живописца Александра Шевченко) демонстрируют как раз эту тенденцию — переход от искусства бестелесного, почти нематериального, к нарочитой текстурности. В еще большей мере эта идея увлекала авангардистов — Александру Экстер, Ольгу Розанову, Надежду Удальцову, Соню Делоне.

Между прочим, не отставали и мужчины:

в экспозиции можно встретить лоскутную аппликацию теоретика футуризма Николая Кульбина и вышитый занавес к шкафу с Торой, созданный конструктивистом Эль Лисицким. Последний, правда, сам это произведение до конца не довел, препоручив реализовать свой эскиз в материале Полине Хентовой, но намерение представляется показательным.

Как водилось в авангардном искусстве начала ХХ века, дистанция между фольклором и геометрической абстракцией была совсем невелика и уж меньше всего напоминала идейную пропасть. В московской студии Александра Быховского и в украинских селах Зозово и Вербовка происходили схожие процессы: продвинутые учителя пытались скрещивать традиции народной вышивки с принципами современного дизайна. Студенты горели энтузиазмом.

К сожалению, сохранилось от той практики немногое.

На выставке присутствуют несколько новодельных вышивок, педантично воспроизводящих старые эскизы.

А новый импульс художественному рукоделию придан уже под занавес прошлого столетия. Сначала за дело взялись феминистки, возжелавшие отказаться от дамской сентиментальности, но сохранить и переосмыслить саму технологию, которая некогда символизировала женское смирение. На отечественной почве этот тренд представлен питерским арт-дуэтом Цапли и Глюкли (Ольга Егорова и Наталия Першина-Якиманская). Это из рук Глюкли вышло довольно нелепое платьице с вышитой надписью: «Я встаю в 6 утра и читаю Гегеля» — своего рода апология всех феминисток, пренебрегающих триадой «кюхе, киндер, кирхе». Совсем иной смысл в вышитых иллюстрациях Ирины Затуловской к «Евгению Онегину», но акцент здесь все равно сделан на женском понимании изобразительности.

И снова, как много лет назад, к дамам незамедлительно присоединились представители противоположного пола: в экспозицию включены работы Тимура Новикова, Сергея Бугаева-Африки, Леонида Тишкова, Дмитрия Топольского, Евгения Антуфьева. Явлена эмансипация наоборот: мужчина имеет полное право вышивать и быть вышитым. Разумеется, это поставангардная постановка вопроса, она не без стеба и не без снижения давнего авангардного пафоса. Но, так или иначе, в этой сфере воцарилось равноправие. Не зря все-таки советская педагогическая система дальновидно прививала навыки вышивания и девочкам, и мальчикам. Как в воду глядели.

Новости и материалы
Пожизненное дали россиянину, который протащил любимую по дороге и забил кувалдой
В Эрмитаже прокомментировали задержание российского археолога в Польше
В Британии опровергли обвинения Трампа в росте преступности в Лондоне
В Одессы загорелось грузовое судно после прилетов по порту
Меркель объяснила, почему отказалась от своего фирменного жеста
Россиянам объяснили, когда пациент может пожалеть о пластике
Цена фьючерса на серебро обновила исторический максимум
Белые медведи «меняют ДНК», чтобы выжить в глобальное потепление
УЕФА не изменил позицию по допуску сборных России даже на уровне молодежных команд
В ДНР мирная жительница пострадала в результате атаки ВСУ
Хирург объяснили, как ринопластика влияет на возможность забеременеть
Бельгия назвала условие для согласия на конфискацию замороженных активов РФ
Синоптик сообщил, что по Москве «ударил минус»
Популяризатора космонавтики Егорова признали иноагентом
«Феминистка, но по-своему»: Меркель рассказала о гендерной несправедливости в Германии
Генсеку НАТО ответили на призыв готовиться к войне в Европе
Россиянин облил горючим свою мать и малолетнего сына, а затем попытался их сжечь
Власти оценят ущерб имуществу граждан после падения БПЛА на парковке ТЦ в Твери
Все новости