На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Ненавижу, когда кино становится трибуной»

Интервью с Жаком Одиаром

Обладатель Гран-при Каннского фестиваля, режиссер вышедшего в российский прокат фильма «Пророк» Жак Одиар рассказал «Парку культуры» про самое завораживающее зрелище, о процессе «окучивания» продюсеров и о сталинском кино.

Фильм «Пророк», взявший Гран-при на последнем Каннском фестивале, добрался до отечественного проката.

Француз Жак Одиар, никогда не снимающий гангстерской шляпы, делает фильмы редко, но метко. «Читай по губам», «Мое сердце биться перестало» и другие не менее достойные его ленты неизменно отличались нетривиальной, но хорошо рассказанной историей, мастерским воспроизведением реальности и объемными характерами. В «Пророке» все это сложилось в еще более стройную, чем обычно, и любопытнейшую картину о характере в процессе становления. Интересно, что перед съемками режиссер посетил несколько настоящих тюрем, но работать там оказалось нельзя. Все, что на экране, — декорация, но весьма достоверная. Так и ощущаешь реальность замкнутого, но отнюдь не безвоздушного пространства. И понимаешь: и впрямь всюду жизнь.

Каннский лауреат, ныне ставшим и потенциальным оскароносцем (Франция выдвинула «Пророка» на этот приз американской киноакадемии), пообщался с корреспондентом «Парка культуры»:

— Жак, каким образом у вас получилось добиться зрительского сопереживания главному герою? Он, безусловно, преступник, но по-человечески симпатичен.

— Меня крайне занимает жанр романа воспитания вроде «Тома Джонса». Когда герой входит в историю одним человеком, а выходит совсем другим. Он меняется на глазах, он узнает множество новых для себя вещей, начиная с того что элементарно учится чтению, письму и основам экономики в тюремной школе. По-моему, нет ничего более захватывающего, чем наблюдать за персонажем в процессе познания, за тем, как он становится личностью.

— Фильм почти целиком оказался на плечах главного исполнителя, молодого актера Тахара Рахима. Не боялись ему доверить столь сложную роль?

— Конечно, это непросто — сделать так, чтобы актер растворился в персонаже. Но остальная команда его поддерживала, дабы он не ощущал себя новичком среди зубров. И мы с Тахаром много и долго обсуждали, кто он такой, его герой Малик, что заключенным движет, что он чувствует. Я советовал думать о простых вещах: об одиночестве, скуке, повседневной рутине. Важно было не судить персонажа со стороны, а сосредоточиться на том, чем он занят в настоящую минуту.

— Как вы нашли своего актера?

— Случай помог. В тот период, когда шли поиски исполнителя главной роли, я вместе с другими киношниками возвращался с какого-то мероприятия и оказался с Тахаром в одной машине. Я сразу понял: вот он-то мне и нужен. Ирония в том, что для того, чтобы доказать это продюсерам и остальным, пришлось попробовать еще десятки претендентов.

— В вашем фильме присутствуют сцены насилия. Конечно, трудно было их избежать, раз действие происходит в тюрьме, но не кажется ли вам, что в современном кино слишком много кровищи?

— Ну, вам лучше знать: вы критик, вы куда больше фильмов смотрите. Когда сам снимаешь кино, других картин особо не видишь. Но вот что касается фильмов про тюрьму — мы старались избегать стереотипов. Ограничили себя маркировкой, чтоб не заползать на американскую территорию, не повторять «Побеги из тюрьмы» и тому подобное.

Фильмов на эту тему, особенно по телику, множество. От некоторых клише, впрочем, уйти не удалось: корсиканская мафия, что действует в «Пророке», — чем не клише?

— Вы как-то формулируете идею фильма?

— Не, никаких мессиджей. Кинематографист вам не оратор. Ни к чему говорить на публику, тыкать ее носом в некую проблему. Ненавижу концепцию, где кино становится трибуной. Это сталинское кино — двигать идею.

Мое же дело — добиться, чтоб зритель прочувствовал какие-то вещи. Кино существует для эмоций, очень специфических, тонких и при этом разделенных с незнакомыми тебе людьми. Представьте, в зале собираются люди самые разные — и буржуа, и уличная шпана, но эмоции объединяют их.

Новости и материалы
В Госдуме придумали, как помочь «колеблющимся» россиянам бросить пить
Московский суд заочно рассмотрит дело Тимошенко
Судно столкнулось с гондолами и врезалось в мост в Венеции
Стало известно, в каких городах живут самые счастливые россияне
На Западе указали на важное условие урегулирования украинского конфликта
Американская горнолыжница перенесла операцию после падения на Олимпиаде
Школьников одного российского города перевели на удаленку из-за погоды
Глава МИД Венгрии назвал лидеров ЕС «няньками» в ходе поездки Зеленского в США
Результаты россиян на Олимпиаде в Милане 8 февраля 2026 года
Дмитриев призвал готовиться к празднованию скорой отставки премьера Британии
Патрульный самолет США провел разведку вблизи Ирана
«Нужно подать еще»: в Италии дали совет по апелляции Коростелева в олимпийском скиатлоне
Стало известно о ликвидации в зоне СВО украинского офицера-десантника
В ЛНР загорелся жилой дом, двое детей госпитализированы с отравлением
Жители города на юго-востоке Украины остановили движение машин из-за отсутствия света
Названа единственная страна Европы, которая не поставляла Украине оружие
Европейский журналист жестко высказался о действиях «головорезов Зеленского» из ТЦК
Российский саночник не попал в топ-10 после четырех попыток на Олимпиаде
Все новости