На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Пилот» еще полетает

Анимационная студия «Пилот» не закрывается

Анимационная студия «Пилот» не закрывается: Минкульт перечислил деньги, однако российские аниматоры все-таки поговорили о плачевном положении дел в отечественной мультипликации.

О «круглом столе» российские аниматоры объявили на прошлой неделе на фоне беспокойства о судьбе старейшей негосударственной студии «Пилот», которая находилась на грани закрытия. Режиссер «Пилота» Сергей Меринов тогда сообщил, что Министерство культуры не финансирует проекты, которые уже выиграли государственные конкурсы, а собственные деньги подходят к концу, из-за чего студия будет вынуждена законсервировать уже готовый материал и отправить сотрудников в отпуск без содержания. Об этой истории «Парк культуры» писал в статье «Пилот» остался без зарплаты».

Разумеется, тему отечественной анимации в свете ситуации с «Пилотом» осветили все центральные СМИ — и поднятая «волна» принесла результаты.

Как сообщили «Парку культуры» в «Пилоте», Министерство культуры перечислило деньги, поэтому студия не закрывается, а продолжает делать мультфильмы «Гора самоцветов» и сериал «Детективное агентство Бульдога и Шорти»

(последний, впрочем, был неоднозначно принят на мультфестивале в Суздале).

Несмотря на удачное разрешение текущего кризиса, «круглый стол» аниматоры всё-таки провели. На него пришли Гарри Бардин, Анатолий Прохоров, делающий «Смешариков», Анна Либерман из «Пространства идей», Сергей Сельянов из СТВ и, конечно, Эдуард Назаров, Сергей Меринов и Лев Бубенков из «Пилота». Обычно задача «круглого стола» и не состоит в выработке каких-то решений – участники пытаются нащупать проблему и обозначить её. Иногда это получается, иногда нет.

В данном случае, кажется, получилось, но не до конца.

Дело в том, что проблема была уже сформулирована Мериновым неделю назад, когда во всех бедах анимационной отрасли современной России было обвинено государство. Вернее, отсутствие внятной государственной политики по отношению к отечественной мультипликации: то ли ей пора отвыкать от бюджетной кормушки, то ли кормушка должна стать более внятной, с квотами на показы мультфильмов по телевидению и указанием времени, когда эти показы следует осуществлять. Обвинение не новое и в некотором роде святое, поскольку чиновники есть враг привычный, с которым все уже успели сродниться за 20 лет, прошедшие после развала СССР. Тем более что тогда у Меринова были все причины для подобных обвинений.

Но при этом нельзя сказать, что государство совсем забросило кинематограф.

Деньги на новые фильмы регулярно выдавались через Министерство культуры или, как в этом году, через специально созданный Совет по поддержке кинематографии. Сейчас проводится конкурс, по результатам которого будут распределены оставшиеся в распоряжении министерства деньги – примерно 850 миллионов рублей, причем кроме игрового и документального кино предполагается финансировать и полнометражную мультипликацию. Еще чаще – дважды в год – проходят конкурсы по финансированию короткометражной анимации, в которых «Пилот» обязательно участвует и чаще всего выигрывает.

Правда, выигрыш не означает непременного получения средств: в случае с «Пилотом» задержка составила год, что и привело студию к состоянию, когда впору закрываться.

Если не обращать внимания на задержки финансирования, то получается, что государство заказывает мультфильмы и даже выделяет деньги на их оплату. Да, иногда с деньгами возникают сложности, но основная проблема, по мнению участников «круглого стола», состоит в том, что с готовым материалом заказчик ничего делать то ли не может, то ли не хочет. Система распределения изготовленных студиями мультфильмов по телеканалам отсутствует напрочь.

При этом сейчас на телевидении действует квота: детские передачи должны занимать не менее 15% эфирного времени, но четко обозначено, когда именно их следует показывать, только в договоре с телеканалом «Россия-1» и только про передачу «Спокойной ночи, малыши».

Сколько времени из выделенного детям следует заполнять отечественной продукцией, не указано нигде.

Участники «круглого стола» высказали предложение отдать отечественным аниматорам 50 — и даже 80 — процентов эфирного детского времени. Правда, скоро выяснилось, что мало кто из каналов злоупотребляет недостатками законодательства, просто чаще всего отечественную мультипликацию относят на нерейтинговое, «пустое» время – раннее утро.

Исключения редки, но они довольно знаковые.

Например, телеканал СТС демонстрирует сериал «Смешарики» четырежды в день, в том числе и в прайм-тайм; они же идут и на детском канале «Теленяня» не в самое плохое время. За время своего существования (с 2004 года) «Смешарики» успели обрасти целой индустрией – игрушками, обучающими и развлекательными компьютерными играми и сувенирами, а их создатели были удостоены Государственной премии за 2008 год. Кроме того, сериал был адаптирован для показа за рубежом и выходил в США, Германии, на Украине и в Финляндии. Помимо «Смешариков» есть еще сериал про Лунтика и его друзей от студии «Мельница», который показывает «Спокойной ночи, малыши». И, пожалуй, всё.

Об этом тоже говорили участники круглого стола: отечественная мультипликация не сможет заполнить ни 80% детских программ, ни 50%,

поскольку показывать детям фильмы, которые участвуют в суздальском фестивале, можно только выборочно: они больше предназначены для взрослой аудитории, а действительно детских фильмов почитай что и нет. И начинать, как было сказано «на круглом столе», необходимо с любой возможной цифры – хоть с 10%; затем следует выработать критерии определения, какая продукция действительно должна составить конкуренцию Диснею и иже с ним на отечественных телеканалах.

«Анимационное искусство у нас есть, а анимационной индустрии нет»,

— констатировал руководитель социально-культурной программы «Смешарики» Анатолий Прохоров. Вот только как раз его программа являет собой пример обратного — того, как следует выживать и развивать анимацию. Примерно тем же занимаются и японцы со своим анимэ, и те же диснеевцы, зарабатывающие деньги на чем угодно, хоть отдаленно связанном с фильмами. Но научить другие студии развивать «сопутствующий» анимации бизнес нельзя, даже если создать предложенную Бардиным академию аниматоров.

Новости и материалы
Два человека скончались от гонконгского гриппа в Дагестане
Путин встретился с президентом Ирака в Туркмении
Норвежский лыжник осудил допуск россиян на международные старты
Эрдоган поддержал идею частичного прекращения огня в рамках украинского конфликта
Пожизненное дали россиянину, который протащил любимую по дороге и забил кувалдой
В Эрмитаже прокомментировали задержание российского археолога в Польше
В Британии опровергли обвинения Трампа в росте преступности в Лондоне
В Одессе загорелось грузовое судно после прилетов по порту
Меркель объяснила, почему отказалась от своего фирменного жеста
Россиянам объяснили, когда пациент может пожалеть о пластике
Цена фьючерса на серебро обновила исторический максимум
Белые медведи «меняют ДНК», чтобы выжить в глобальное потепление
УЕФА не изменил позицию по допуску сборных России даже на уровне молодежных команд
В ДНР мирная жительница пострадала в результате атаки ВСУ
Хирург объяснили, как ринопластика влияет на возможность забеременеть
Бельгия назвала условие для согласия на конфискацию замороженных активов РФ
Синоптик сообщил, что по Москве «ударил минус»
Европол предсказал войну людей и роботов в Европе к 2035 году
Все новости