На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

В чужой монастырь с чужим Монастырским

В Минкульте представили проект российской инсталляции для Венецианской биеннале

На 54-й Венецианской биеннале Россия представит «Пустые зоны». Так называется проект куратора российского павильона Бориса Гройса и художника Андрея Монастырского, презентация которого состоялась в Министерстве культуры.

К международной художественной биеннале в Венеции публика относится по-разному. Если сгруппировать более или менее сходные мнения, то образуются три основные категории. Одни считают, что биеннале – это соревнование, что-то наподобие олимпиады; другие думают, что это типичная ярмарка тщеславия; третьи же полагают, что имеет место интернациональное арт-шоу, эдакое развлечение для туристов. Надо заметить, все три характеристики небезосновательны.

Конкретно для России давно актуален вопрос, какова цель ее участия.

Прежде, в советское время, наш национальный павильон однозначно рассматривался в качестве идейного оплота социалистической культуры. А потом начались всякого рода метания. То мы прислушивались к рекомендациям «банды международных кураторов» и делали ставку на элитарность, то пытались представить свой текущий срез, то бросались в интерактивное развлекалово. Особых лавров не снискали. Да так ли уж они и нужны?

Судя по нынешней ситуации, все-таки нужны. Достичь победы почти нереально, но очень хочется. Косвенное тому подтверждение – выбор на роль куратора Бориса Гройса, бывшего нашего соотечественника и весьма известного в международных кругах искусствоведа. На него сделала ставку Стелла Кесаева, новый комиссар российского павильона. А Гройс, в свою очередь, сделал ставку на художника Андрея Монастырского. И сразу стало понятно, что возобладали-таки амбиции. Потому что творчеством Монастырского праздную публику развлечь невозможно, да и на статус «свадебного генерала» он тоже не тянет. Широко известен в узких кругах.

Зато он один из немногих русских художников, к кому выказывает интерес западная арт-общественность.

Андрей Монастырский (по паспорту Сумнин) весьма активно проявлял себя на поприще концептуализма в период застоя и начала перестройки. Акции его группы «Коллективные действия», осуществленные в 70–80-е годы, вошли во всевозможные хрестоматии, в том числе зарубежные. Приглашение Монастырского на роль единственного фронтмена (прежде мы обычно показывали в Венеции сборные выставки с несколькими авторами) означает, скорее всего, что Россия заскучала по призам. Чаще всего венецианские Гран-при присуждают именно отдельным персонам. Хотя гарантий никаких, естественно. Как философски заметил на пресс-конференции замминистра культуры Павел Хорошилов:

«Если дадут «Золотого льва», значит мы выиграли. Если не дадут, то вовсе не проиграли».

Проект «Пустые зоны» участники пресс-конференции обрисовали настолько общими словами (без единой картинки к тому же), что закралось подозрение: они готовят сюрприз. Даже в кулуарах никто не желал раскалываться. Сказано было о большой двухуровневой инсталляции, о том, что будет присутствовать некая интерактивность, что прошлое будет сопряжено с настоящим – ну и все, собственно. Даже немного странно, почему эту встречу в Минкульте назвали презентацией. Гройс отделывался общими рассуждениями или прятался за цитатами (в частности, привел фразу основателя концептуализма Джозефа Кошута о том, что «современное искусство состоит из инсталляций и апроприаций»). Василий Церетели, отвечающий за техническое состояние павильона, доложил вкратце, что крыша больше не течет (хотя такого просто быть не может: много лет текла, а теперь вдруг нет).

Стелла Кесаева преимущественно молчала, Хорошилов изредка взвешенно шутил.

Короче, информационная феерия. Собственные гипотезы о грядущем проекте могут строить лишь те, кто побывал на недавней выставке Андрея Монастырского в Московском музее современного искусства, или еще те, кто в принципе неплохо осведомлен о деятельности Гройса и о творчестве Монастырского. Таких мало. Может быть, что-то прояснится в апреле, когда в Москве пройдет симпозиум, посвященный как раз предстоящему венецианскому показу. Надо надеяться, что отсутствие спойлера – хороший признак. Будем болеть за наших. А за кого еще?

Новости и материалы
Видео: автомобили с москвичами разбились в жестком ДТП в центре столицы
«Нафтогаз Украины» взял кредит у Ощадбанка на закупку газа
Путин отметил вклад Алиева в отношения между РФ и Азербайджаном
Путин оценил торгово-экономические отношения России и Азербайджана
Укус щенка едва не стоил россиянину руки
Астрономы обнаружили неожиданное влияние гравитации на процесс рождения звезд
Умер певец Амирамов
Путин заявил, что РФ даст правовую оценку после крушения AZAL
Заживо сгорел в день рождения экс-чиновник Смоленской области
Губерниев пожалел норвежских лыжниц
В Северной Осетии ввели карантин по бешенству
В Сбере рассказали о работе ИИ в Минфине
Алана Мамаева проиграла суд за элитное жилье
Путин рассказал об общих целях России и Азербайджана
В Сбере предложили экспериментальный режим для криптовалют
Стало известно, сколько криптовалюты на руках у россиян
В Сбере назвали суммарный прирост ВВП от строительства ВСМ
Путин высказался о выплатах в связи с крушением самолета AZAL
Все новости