На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Русь болезная

В Третьяковской галерее открылась выставка живописи братьев Ткачевых «О Родине»

В Третьяковской галерее открылась ретроспективная выставка живописи братьев Ткачевых под лаконичным, но емким заглавием «О Родине». Тем самым дуэт художников отметил 60-летие совместной творческой деятельности.

Трудно придумать сегодня тренд более немодный и неактуальный, чем так называемая деревенская тема. У многих зрителей при одной только мысли о полотнах с церквушками на пригорке, старичками на завалинке и бабами у колодца обязательно возникнет внутренняя, ничем не подавляемая зевота. Хотя вроде бы вокруг постоянно твердят о «пробуждении национального самосознания», имея в виду как раз титульную нацию. Но одно дело — строчить по этому поводу комменты на форумах или даже выходить на митинги против засилья «инородцев», и совсем иное — растрогаться до слез перед картиной, где изображена, допустим, покосившаяся изба и занесенная снегом поленница. Растрогаться как-то не очень получается.

Для дальнейшего пробуждения «самосознания» проще и эффективнее двинуть кому-нибудь по сусалам — хотя бы виртуально.

Однако не станем укорять людей, почему-то не рвущихся на выставки про «Русь уходящую». Да и с чего бы им туда рваться? За какими такими духовными прозрениями и ностальгическими эмоциями? Говоря по совести, пресловутая «деревенская тема» девальвировалась еще в искусстве советского времени, а новых сценариев так и не возникло... Впрочем, нет, появился выраженный православный уклон, с которым при большевиках всячески боролись. Заметнее стали кресты на куполах, сельчане начали образовывать многофигурные композиции все больше не по случаю свадеб или похорон, а в связи с крестным ходом. Короче, у современных художников-деревенщиков (они существуют, можете не сомневаться) явственно проглядывает тяга к соборности — не вполне понятно, впрочем, на чем основанная. А в остальном все то же самое, что и при Советах. Качество живописи только похуже, если брать в среднем.

Раз уж зашла речь о качестве изображения, позвольте вас заверить, что у братьев Ткачевых оно на весьма приличном уровне.

Свое ремесло они всегда знали туго, поэтому халтурой здесь и не пахнет. Вернее, так: смотря что под халтурой понимать. В оны годы на закулисном уровне признавалось, что идеологическое содержание картины все-таки поважнее будет, нежели колориты всякие, моделировки живописной поверхности и т. п. Можно было стать респектабельным и даже знаменитым художником, обладая посредственными профессиональными навыками, зато выказывая верное политическое чутье.

В этом отношении путь у Сергея и Алексея Ткачевых выглядит куда более честным, чем у ряда их коллег.

Брались они за сюжеты не самые конъюнктурные и выкладывались по полной, не пренебрегая изнурительной подготовительной работой. Об этом, кстати, свидетельствуют многочисленные этюды в экспозиции. Многие из них хороши и чистосердечны.

Отчего же нынче этот материал воспринимается с таким скрипом? Легче всего сказать, что устарел предмет и архаизировалась технология. Мол, урбанистическая публика не чувствует деревенских проблем, типажи и пейзажи стремительно уходят в прошлое, а реалистическая живопись маслом на холсте сама по себе есть глубокое ретро. Но как бы не так. В той же Третьяковке недавно проходила выставка Левитана, так зрители часами в очереди стояли. А ведь у Исаака Ильича тоже все больше про сельскую местность и тоже маслом по холсту. Бренд, конечно, имеет значение, но не до такой же степени, чтобы в одном случае наблюдался переаншлаг, а в другом, чем-то схожем, почти полное равнодушие (пока что можно судить лишь по низкой явке прессы, но заранее понятно, что давки на пороге Инженерного корпуса не ожидается). Пожалуй, проблема все-таки в другом. Левитан самозабвенно занимался искусством, а братья Ткачевы «выражали гражданскую позицию». Для первого пейзаж был смыслом, целью и призванием, вторые же рассматривали (и по сей день рассматривают) природу как антураж, в котором происходит нечто социально значимое. И оставим на пару минут за скобками рассуждения о гениальности. В данной ситуации важнее модель творческого поведения.

Думается, братья Ткачевы слишком буквально восприняли тезис о том, что искусство является некой движущей силой.

Назови боль болью — и якобы начнется процесс исцеления. Отобрази тяжелую крестьянскую долю — и дела у бедолаг постепенно пойдут на поправку. Сомневаться в том, что эти художники бывали искренни в своих порывах (не всегда, но часто), нет оснований. Им даже перепадало порой — разумеется, не в грубой форме — от художественного начальства за приверженность натуре. Например, в картине «Матери» кто-то свыше усмотрел искажение светлого народного образа, и произведение понизили в ранге, дав ему для всесоюзной выставки название «На скамейке». Считай, репрессия.

Вообще-то, Ткачевы оказались типичными «оттепельными академиками», которые лакированному сталинскому соцреализму пытались противопоставить будто бы «правду жизни». Но скоро сами вошли в истеблишмент, и правда обернулась полуправдой или даже четвертинкой. Балансируя на грани между оптимизмом и горечью, они выбрали оптимизм — горечь послужила только приправой. Да, нелегко порой приходится нашим мужикам и бабам: хлебнули они, конечно, горюшка по разным поводам, и война вон каких бед наделала, а все же будет и на их улице праздник. Ну и природа-то вокруг до чего красивая! Однако достоверность живописных деталей не искупает стратегических промахов. Между прочим, это касается и прочих деревенщиков, в том числе литературных.

Разжалобить они всех сумели в свое время и будто бы даже диагноз поставили, но оказалось, что «история болезни» куда безнадежнее.

И никакими пейзажными изысками ее не скрасить. Одно из двух: или надо было идти до конца в смысле разоблачения колхозных «прелестей», или упереться в лирическое изображение родного края и в этом тоже добраться до крайнего предела, эдак по-левитановски. Получился же, что не удивительно, промежуточный вариант. С которым нас и знакомит Третьяковская галерея под соусом затрагивания «актуальной проблемы национальной самоидентификации» (цитата из релиза). Есть подозрение, что применительно к творчеству братьев Ткачевых эта фраза мало что выражает. Но все же на выставку заглянуть надо непременно. Сможете ощутить амбивалентность советской изобразительной культуры перед началом ее конца.

Новости и материалы
ВС России «Кинжалами» могли поразить секретные подземные объекты ВСУ
Путин встретился с президентом Узбекистана в Ашхабаде
На подлете к Москве сбили еще один беспилотник
Путин прибыл на место проведения форума мира в Ашхабаде
Четыре очка Кучерова помогли «Тампе» разгромить «Нью-Джерси»
Один из российских аэропортов возобновил работу
Стало известно, что будет с российским авторынком в 2026 году
Россиян предостерегли от финансовых ошибок в 2026 году
Трамп заявил, что конфликт на Украине может привести к третьей мировой
Одесса после взрывов частично осталась без электричества и водоснабжения
Трамп заявил, что его мирный план не нравится только Зеленскому
Зеленского обвинили в затягивании переговоров после слов о сдаче территорий
В Госдуме предложили увеличить штрафы за покупку алкоголя подросткам
Захват венесуэльского танкера назвали начальным этапом плана США против Мадуро
Россиянам рассказали, как выбрать новогоднюю гирлянду
Стало известно, когда продюсер «Ласкового мая» Разин уехал из России
Путин в Ашхабаде возложил венок к символу нейтрального статуса Туркмении
Аналитики ожидают снижения ключевой ставки в декабре
Все новости