На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Остаются ритуал и человек в черном платье»

Интервью Антона Адасинского, создателя театра танца DEREVO

Антон Адасинский, руководитель дрезденского театра танца DEREVO рассказал «Парку культуры» о роли Мефистофеля в «Фаусте» Александра Сокурова и в собственном спектакле, о ритуале в театре и о своих впечатлениях от «непоротого поколения».

На фестивале «Текстура» в Перми показали спектакль «Мефисто. Вальс» дрезденского театра танца DEREVO, руководимого Антоном Адасинским. По сцене кружили фигуры в черных платьях, человек оборачивался то огородным пугалом, то фигурой с косой. Руководитель театра провел на фестивале мастер-класс, на котором молодые актеры учились «освобождать себя», извиваясь под бой тамтама и гул струн. А в беседе с корреспондентом «Парка культуры» дал несколько рецептов того, как сделать жизнь современного человека лучше с помощью культуры.

— Как появление спектакля «Мефисто. Вальс» связано с «Фаустом» Александра Сокурова, где вы сыграли роль Мефистофеля? Вы говорили, что сразу поняли, что вам предложат именно эту роль, а потом в ходе работы над ней образовалась и ваша собственная параллельная история?

— Личности уровня Сокурова просто так ничего не делают: около полутора лет он смотрел на мои работы в наших спектаклях, и что-то у него в голове по этому поводу зрело. И я тоже о «Фаусте» думал раньше, еще до начала фильма. Так что, быть может, и работы у нас появились внутри одновременно — у меня спектакль, у него кино. Хотя свой фильм он вынашивал много лет, около тридцати.

— В ваших работах всегда было заметно присутствие инфернального, вы всегда занимались исследованием пограничных территорий и состояний. Насколько разными оказались Мефистофель кино-Фауста и ваш собственный?

— У нас в спектаклях есть точки, по которым важно пройти, чтобы сохранить ритм, но при этом много и импровизации на заданную тему, много свободы. В кино такого нет, там все точно: вот кадр, вот его время, вот твой текст, вот мизансцена, вот декорации и костюм. Но чем жестче рамки, тем больше свободы тебе дается, как ни странно. Внутри самой жесткой конструкции можно найти формы своей свободы: даже слово можно по-разному произнести, естественно, доли секунды по-другому сыграть. Еще мы всегда ревниво ограждаем мир спектакля от чужих влияний, от разговоров лишних, от непонятных людей, от плохой энергетики — строим конструкцию защитную, целое сооружение. А в кино гримеры что-то кричат, тусовка какая-то вокруг — поэтому бывают вспышки у актеров, конечно: всех убрать, всем стихнуть, замолчать, переодеться. То есть все равно приходится строить какую-то защитную конструкцию, чтобы кадр получился.

И Сокуров очень бережно и внимательно к этому относится: например, чтобы не было людей в ярком на площадке, шумных разговоров, ни в коем случае никаких мобильников, фотоаппаратов, компьютеров в поле видимости.

Все это делается для того, чтобы люди ощущали себя в той среде, в которой должны в этот момент сниматься.

— То есть его строгость вам близка?

— Очень строгий человек, да. Никакого хамства, никакого цинизма, никаких лишних шуток за столом. Целый день проживается в рамках того, что мы делаем. Это очень похоже на наш театр. И это здорово.

— Насколько это было сравнимо с вашим собственным опытом создания кино?

— А это вообще другая история. У нас был спектакль «Юг. Граница», где появились смешные персонажи Гаучо и Хабарик. Спектакль нам не понравился, и мы не захотели с ним дальше работать, зато поняли, что с этими персонажами надо снимать фильм. Театральные сцены в кино не влезали, смотрелись убого — стали придумывать новые конструкции для фильма. Купили камеру. Все стали операторами, световиками — в общем, разделили профессии киношные между собой, быстро все освоили и с безумным энтузиазмом погрузились в эти съемки. А пока снимали первую сцену, еще что-то придумали — и так далее. И сняли фильм, который неожиданно стал культовым. Сейчас некоторые фразы из этого кино стали крылатыми, критики пытаются разобраться в его стилистике, какой-то анализ проводят. А мы просто, не зная законов, сделали нечто. Хотя в таком деле и не может быть законов — важно донести свою мысль, как ты хочешь. Фильм получился ни длинный ни короткий, 56 минут — ни в какие форматы не влезал. Но мы быстро все это сняли, пока горело внутри, поэтому получилось очень точно.

— В театре тоже хватает форматов, но вы в свое время выпустили манифест, в котором говорилось о том, что вы хотите уйти от понятий «театр», «роль», «актер»...

— Понятия вернулись, потому что, если пишешь на плакате, что приехала группа DEREVO, никто не понимает, кто это приехал, — пишут, что театр. И к этому я отношусь уже спокойно. Мы же не можем называть театр средневековой мистерией, а актерами людей, которые впадали в транс около церкви. Мы же не назовем вуду театральным спектаклем, посвященным лечению какого-то человека с помощью курицы. Так что манифеста было мало — приходилось доказывать собственными силами, ногами, руками. Потребовались годы упражнений определенных и много работы, чтобы вынести то, что мы делаем, на театральную площадку. Которая, если вдуматься, сама по себе есть выражение неправильной ситуации:

сидят люди и смотрят на другого человека. И не вокруг него, а слева направо.

И как-будто бы через какую-то четвертую стену. Но создать на сцене ритуал, который не является ритуалом в замкнутом нашем пространстве, а доходит до публики и пробуждает в ней какие-то чувства... в общем, это оказалось выполнимой задачей и заняло где-то около восьми-девяти лет. За это время мы пришли к тем спектаклям, которые, как мы считаем, стали ритуальными действами, а не просто великолепными танцевальными акциями. Поэтому сейчас у нас на сцене все меньше движений, меньше холостых визуальных эффектов, украшений —

остается человек в черном платье, который этот ритуал в себе несет. То есть мы пришли к Танцу. А Танец – тот, что с большой буквы, — всегда был выше всего.

--На «Текстуре» был как бы «круглый стол», где обсуждалось место художника в современном театре. Говорилось, что сегодня настает время «театра художника» — в смысле не декоратора, а человека, который выстраивает ритуал, задействует дионисийское начало, выстраивает пространство и мир...

--А потом выходит человек и все портит. И театр выходит не дионисийский, а сегодняшний — с запахами, с проблемами…

— Насколько постоянный коллектив у вас?

— Нас пятеро, мы работаем вместе, только живем в разных странах и встречаемся во время работы, для репетиций и выступлений. За годы тренировок у нас выработалось полное понимание уже на расстоянии, на дистанции. Мы отлично друг друга чувствуем, нам не нужно тереться друг о друга, жить в одном городе, встречаться в одном кафе. Достаточно встретиться на два месяца, сделать хорошую работу и начать с ней ездить. А молодые партнеры с воркшопов и занятий приезжают на проекты. И если за месяц они что-то показывают, это уже очень хорошо. Если же они еще и психологически нам подходят и какими-то загадочными штучками с нами связываются, значит можно с ними встречаться и дальше.

— Вам понравились артисты, с которыми вы работали на фестивале в рамках мастер-класса?

— Три дня, конечно, очень мало, но ребята хорошие. Из них наверняка трое-четверо появятся на горизонте в ближайшее время — посмотрим, как будут вести себя дальше. Вчера, правда, был полный зажим, труба, растерянность, а сегодня что-то им дало по голове. Я одну девочку выгнал, потому что три дня говорил им: «Забудьте про мобильники, про компьютеры, про всю эту мутотень электрическую...» А она в паузе --хвать — и потащилась в коридор. Но был же договор. Не пустил ее на занятия, не пустил на выступление — плач, крик, истерика. Ага, оказывается, можно и так вот попасть! Как дети: одного наказали — остальные тут же сообразили, что все серьезно. Такие простые, школьные, детские вещи срабатывают. Принимай условия и правила монастыря, в который приходишь на три дня, и действуй по ним.

Многих же молодых людей современных никто и не наказывал, не порол, как раньше, — они довольно защищенной жизнью живут. И виртуальной во многом. Поэтому прямое напряжение довольно трудно ими переносится: непривычно, очень быстро устают.

И агрессию они с трудом переносят. А она необходима, потому что на сцене можно из зала такую «пулю» получить в лоб, что, если ты вдруг не готов, тебя сдует со сцены — никакого спектакля не получится. Публика бывает всякая.

— Ваш опыт отличен от опыта людей, с которыми работаете, которым его передаете. А сами откуда его черпаете?

— А я от них черпаю — это взаимный процесс. Если занятия идут хорошо, то и мне хорошо: я полон сил, новых идей, поля какие-то возникают, сады внутренние расцветают. Если тяжело, то и из меня все высасывается: знания мои, разговоры, текст, речь. Начинаю запинаться, язык мерзнет, вчера вот начало трясти реально от того, что люди и не отдавали ничего. Это все обмен — нет вампиров и доноров.

— У вас есть собственный мир, но мир вокруг меняется — как с этим ладите?

— Меняется, и быстро. Слава богу, мы живем в параллельном измерении.

Если бы пытались быть актуальными, как «новая драма», пытались бы идти в ногу с этим сумасшедшим временем, то спотыкались бы все чаще и чаще.

Если прогресс нужен для того, чтобы облегчить жизнь человека, чтобы он меньше работал и больше наслаждался духовным миром, отдыхом, жизнью, то почему ему приходится работать больше и больше? Нонсенс. В каком-нибудь 1800-м году булочник работал 3 часа в день, чтобы испечь булочки и продать их, а потом занимался домом, семьей. К нам же приходят уставшие люди с проблемами — приходится из них эти проблемы вытаскивать. Помочь мы можем только спектаклями, только примером того, как круто выступают наши молодые ребята. Но это благодаря тому, что они занимаются по 8 часов в день, а большинству негде и не на что...

— Ну, эти проблемы уже стали общим местом...

— Да, но эти проблемы влекут за собой другие проблемы, экономические и политические. У нас как думают: сначала решим проблемы со стариками, инвалидами, детьми, а молодые подождут — до культуры дойдем потом.

А вот боюсь, поздно будет: молодежь просто уедет, и всё. Ребятам наверху надо быстро очухаться: без культуры, без корней, без бесплатного высшего образования можем совсем застрять. Вырастает поколение, которое живет в виртуальном мире, из дома не выходит. Отсюда и бесконечное холодное, мультимедийное, так сказать, искусство — все эти выставки, которые ничего не значат, инсталляции, которые ни о чем не говорят. К профессии нужно идти годами — а вот инсталляцию можно сделать хоть сейчас.

А очнуться очень просто. Всем страшно сказать, что в СССР было круче. А ведь было круче. Были дворцы и дома культуры — и они худо-бедно справлялись с задачей не дать человеку уйти в холод и тьму. А сейчас там каждый метр в сдается в аренду — ни кружков, ни педагогов не осталось. Но это можно вернуть назад одним щелчком. Вот сейчас возвращают понемногу подростковые клубы, где хотя бы можно заниматься в кружках. А нужно еще вернуть дома культуры. Очень простой рычаг.

Новости и материалы
Два человека скончались от гонконгского гриппа в Дагестане
Путин встретился с президентом Ирака в Туркмении
Норвежский лыжник осудил допуск россиян на международные старты
Эрдоган поддержал идею частичного прекращения огня в рамках украинского конфликта
Пожизненное дали россиянину, который протащил любимую по дороге и забил кувалдой
В Эрмитаже прокомментировали задержание российского археолога в Польше
В Британии опровергли обвинения Трампа в росте преступности в Лондоне
В Одессе загорелось грузовое судно после прилетов по порту
Меркель объяснила, почему отказалась от своего фирменного жеста
Россиянам объяснили, когда пациент может пожалеть о пластике
Цена фьючерса на серебро обновила исторический максимум
Белые медведи «меняют ДНК», чтобы выжить в глобальное потепление
УЕФА не изменил позицию по допуску сборных России даже на уровне молодежных команд
В ДНР мирная жительница пострадала в результате атаки ВСУ
Хирург объяснили, как ринопластика влияет на возможность забеременеть
Бельгия назвала условие для согласия на конфискацию замороженных активов РФ
Синоптик сообщил, что по Москве «ударил минус»
Европол предсказал войну людей и роботов в Европе к 2035 году
Все новости