На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Я не так уж много сняла»

Скончалась Татьяна Лиознова

Скончалась Татьяна Лиознова — классик советского кино, автор фильмов «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны», ставших частью советской, а затем и российской массовой культуры.

29 сентября в возрасте 87 лет скончалась Татьяна Лиознова — советский режиссер, поставившая фильмы, ставшие классикой отечественной кинематографии.

Лиознова родилась в 1924 году. Она окончила ВГИК, в котором училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой; она вспоминала, что сначала её приняли на актерский курс, но затем она добилась перевода и стала режиссером. Лиознова работала на Студии имени Горького, была ассистентом Герасимова на «Молодой гвардии». Затем черная полоса: её уволили как еврейку, она не смогла работать по специальности и подрабатывала – ассистентом режиссера в театре, обозревателем в «Литературной газете». Но выдержала.

Свой первый фильм она поставила в 1958 году — это была «Память сердца» по сценарию Герасимова, история английского летчика, который во время войны оказался на территории СССР и был спасен русской учительницей (её роль сыграла Тамара Макарова). В ее не самой большой фильмографии букет жанров: есть и сельская драма «Евдокия» (1961), музыкальная комедия «Карнавал», политический памфлет «Конец света с последующим симпозиумом», героические «Им покоряется небо» о летчиках-испытателях реактивных самолетов, драма «Рано утром», которую посмотрели 17 миллионов зрителей.

У Лиозновой была своя, удивительная оптика, с помощью которой она — и зрители вместе с ней — смотрела на жизнь своих современников.

Она виртуозно работала с «производственными романами», позволяя им вырасти в нечто большее, чем скучный соцреализм: в «Им покоряется небо» история из жизни летчиков оборачивается серьезной драмой, не лишенной внутреннего напряжения. Снятая в интерьере одного поезда картина «Мы, нижеподписавшиеся» по пьесе классика советской драматургии Александра Гельмана развернулась в историю о правде и неправде, честности и подлости. В глухом 1980 году эта работа стала настоящим телехитом и имела широчайший резонанс — не меньший, чем спектакли по пьесе, которые шли по всему СССР (сама Лиознова рассказывала, что даже друзья уговаривали ее не браться за эту работу, пугая последствиями).

И были у неё два главных хита — снятые одна за другой две экранизации.

«Три тополя на Плющихе» Лиознова поставила по рассказу Александра Борщаговского — незатейливая история о провинциалке (Татьяна Доронина) и неожиданной встрече в Москве с таксистом в исполнении Олега Ефремова; тему покорения столицы Лиознова еще раз поднимет в 1981 году, сняв «Карнавал» с Ириной Муравьевой.

А в 1973 году на экраны вышли двенадцатисерийные «Семнадцать мгновений весны». Экранизация повести Юлиана Семенова о советском разведчике Штирлице получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, а Лиознова — звание народной артистки республики и орден Октябрьской революции. Народной артисткой СССР она станет позже, в 1984 году, после «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавала».

Цветную версию «Семнадцати мгновений весны», вышедшую в 2009 году, она всё-таки приняла — не сразу, но приняла. Правда, говорила, что при просмотре картины в цвете вспоминает съемочную площадку.

Несколько лет назад в одном из разговоров с корреспондентом «Парка культуры» Татьяна Моисеевна пожаловалась, что журналистов и публику в ее творчестве интересуют только подробности съемок знаменитого сериала; реже ее расспрашивают про знаменитые «Три тополя». «Я не так уж много сняла, — говорила кинорежиссер. — Но мне не стыдно ни за одну работу, и я их все люблю».

«Карнавал», кстати, Лиознова считала не менее сложной картиной, чем многосерийные «Мгновения», — во всяком случае, по организации съемок: это был едва ли не первый советский мюзикл, ей пришлось отсматривать множество танцевальных групп, ездить по всей стране, чтобы иметь возможность вписаться в их гастрольный график. Но описывала его иначе. «Карнавал» — фильм про обычную девчонку, которая идет к цели, пробивая стены собственным лбом. Я знаю, что это такое. У меня все фильмы так или иначе про себя», — сказала она в интервью в 2004 году.

Новости и материалы
Большинство россиян потребовали оборудовать дорожки для самокатов и велосипедов
Трамп заявил, что конфликт на Украине может привести к Третьей мировой
Одесса после взрывов частично осталась без электричества и водоснабжения
Трамп заявил, что всем нравится его мирный план, кроме Зеленского
Зеленского обвинили в затягивании переговоров после слов о сдаче территорий
Путин в Ашхабаде возложил венок к символу нейтрального статуса Туркмении
Аналитики ожидают снижения ключевой ставки в декабре
В Волгограде сняли ограничения на работу аэропорта
Трамп заявил, что США «выбросили кое-что» из плана по решению на Украине
В Димитрове группа военных ВСУ сдалась в плен к российским силам
Эксперты рассказали, кто чаще становится жертвой мошенников перед Новым годом
Бывший премьер Украины раскрыл, как Зеленский срывает переговоры
Как по анализу крови выявить повышенные риски болезни Альцгеймера, рассказал врач
В «Опоре России» исключили безработицу и массовые сокращения из-за повышения НДС
В Совфеде РФ рассказали о «физиологических судорогах» европейских стран
В США считают, что Европа не согласится на мир на Украине к Рождеству
Москвичей предупредили о резком ухудшении погоды и опасной гололедице
В Госдуме предложили ограничить стоимость высшего образования
Все новости