На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Битники и домик в деревне

Американское и латиноамериканское кино в конкурсе Каннского фестиваля

Американское и латиноамериканское кино в конкурсе Каннского фестиваля: «Вне закона» с Гаем Пирсом, «Ограбление казино» с Брэдом Питтом и «Post Tenebram Lux» Карлоса Рейгадаса.

В прошлом году американцы были каннскими триумфаторами – «Золотая пальмовая ветвь» досталась Терренсу Малику и его «Древу жизни». Зато в этом году американская часть программы далеко не самая сильная. Поверхностное «Королевство лунного света» Уэса Андерсона, показанное на открытии и благополучно забытое к середине фестиваля, китчевый и путаный «Газетчик» Ли Дэниэлса (правда, с шикарной впервые за долгие годы актерской работой Николь Кидман, идеально вписавшейся в амплуа провинциальной парикмахерши). Плюс еще два фильма, снятые в Штатах австралийцами. «Вне закона» Джона Хиллкота оказалось старомодным кинороманом про трех благородных братьев-бутлегеров и злого федерального агента (приглашенному на эту роль Гаю Пирсу для пущего устрашения сбрили брови); а «Ограбление казино» Эндрю Доминика – претенциозным размышлением о том, как финансовый кризис 2008 года отозвался в морально-этическом состоянии нации; впрочем появление Брэда Питта и Джеймса Гандольфини в ролях киллеров экстра-класса это заунывное зрелище изрядно скрасило.

Ориентация австралийцев на Америку и печальна, и объяснима: они предпочитают встраиваться в готовую жанровую мифологию, вместо того чтобы формировать свою.

То же неодолимое притяжение к Штатам испытывают латиноамериканские режиссеры. Конкурсный фильм бразильца Вальтера Саллеса «В дороге» — обстоятельная (два с половиной часа) экранизация одноименного романа Джека Керуака, который за последние полвека неоднократно и хотели, и даже пытались перенести на экран, но все никак не отваживались довести дело до конца. Теперь понятно почему. Хроника зарождения движения битников была бы увлекательнее в документальном формате: никакой собственно истории, сюжета, в оригинальной книге нет и не было. Зато там есть мощная поэтическая нота, которую практически невозможно уловить и адекватно передать на экране (по меньшей мере, старательному Саллесу это не удалось).

С другой стороны, посмотреть на первую эротическую роль звезды «Сумерек» Кристен Стюарт или посмеяться над гримом Вигго Мортенсена в роли Уильяма Берроуза, безусловно, стоит.

Единственное место вне США, куда заносит бесприютных бродяг Дина Мориарти и Сэла Парадайза, — это Мексика, страна столь живописная, что Саллес, автор колоритных «Дневников мотоциклиста», возвращается туда снова и снова.

Мексика в итоге единственная латиноамериканская страна, полноценно представленная в каннском конкурсе, причем самым известным и амбициозным режиссером — Карлосом Рейгадасом. Его «Японию» отмечали в Канне специальным дипломом, «Битва на небесах» и «Безмолвный свет» участвовали уже в конкурсе, а новой картине «Post Tenebras Lux» (на латыни «После Тьмы Свет») эксперты уверенно прочили «Золотую пальмовую ветвь». Вероятно, ошиблись: на пресс-показе фильм встретили недоуменными смешками и недовольным дружным «буууу».

Фильм, меж тем, оказался довольно любопытным.

Причудливый формат, выбранный Рейгадасом, превращает экран из прямоугольника в квадрат, а затемненные, нечеткие, намеренно расфокусированные углы сужают ракурс до круга в центре экрана.

В нем, как в магическом зеркале, мы видим девочку, блуждающую по огромному полю среди коров, собак и лошадей. Темнеет, начинается гроза – и задается тон фильма, в котором отсутствует явная интрига, а действие, как бурная мексиканская природа, подчинено невидимой логике. «Post Tenebras Lux» складывается из череды эффектно-бессодержательных картин, из которых приходится выуживать скудный контекст.

Семья городских жителей – муж с женой и их двое детей – переехали в глухую деревню, чтобы быть ближе к земле и забыть о былых невзгодах. Но наслаждаться природой способна лишь вуайеристская камера, следующая за героями повсюду и снимающая их снизу, с перспективы собаки (а иногда муравья); Хуан, Наталия и маленькие Рут с Элеазаром не могут найти себе места и здесь.

Глава семейства пытается объяснить местным селянам, что такое интернет; его красавица-супруга устраивает мужу сцены, с личной жизнью тоже не ладится. Хорошо только детям, но они пока еще маленькие.

Пытаясь на время скрыться из этого неприветливого рая, семейство возвращается с полдороги домой – и дурная примета сбывается, когда Хуан получает от случайных грабителей пулю в грудь.

Этим ограничивается собственно сюжет — все прочее уже домыслы, флешбэки, сны и мечты, порой обескураживающие:

дорогого стоит явление красного флюоресцирующего рогатого и хвостатого демона с чемоданчиком, который, видимо, охраняет ночной покой семейства.

Есть и сцены, лишенные прямой мистики, но не менее волшебные, например общий план древнего леса, где каждые несколько секунд тишину нарушает падение одного из высоченных реликтовых деревьев.

Треск, удар — а потом молчание, невозмутимый покой, как после смерти человека, которая через короткое время превращается из трагедии в смутное воспоминание, в едва слышный отзвук. Рейгадас возвращает исходный смысл пришедшему из Латинской Америки словосочетанию «магический реализм», и уже за это одно заслуживает награды.

К тому же трудно не восхититься режиссером, решившим визуализировать на экране известную идиому «отрыв башки».

Пантеистические искания талантливого мексиканца только кажутся глубокомысленными. На самом деле в фильме все довольно просто. Хуан и Наталия вспоминают, как во Франции пытались оживить свои увядшие отношения, посетив элитный свингерский клуб: уродливые голые люди безучастно сидят в саунах с претенциозными названиями «Дюшан» или «Гегель» (спасибо, что не «Лакан» и «Деррида»), но испытать наслаждение уже не в состоянии. Скинув с себя одежду, ближе к природе не станешь. Приехав в деревню, сложишь голову. Все, что остается, – растить детей, пасти коров, выгуливать собак и любоваться падающими под топорами дровосеков деревьями в ожидании того, когда упадешь сам и наконец-то станешь с этой землей единой плотью.

Новости и материалы
«Нафтогаз Украины» взял кредит у Ощадбанка на закупку газа
Путин отметил вклад Алиева в отношения между РФ и Азербайджаном
Путин оценил торгово-экономические отношения России и Азербайджана
Укус щенка едва не стоил россиянину руки
Астрономы обнаружили неожиданное влияние гравитации на процесс рождения звезд
Умер певец Амирамов
Путин заявил, что РФ даст правовую оценку после крушения AZAL
Заживо сгорел в день рождения экс-чиновник Смоленской области
Губерниев пожалел норвежских лыжниц
В Северной Осетии ввели карантин по бешенству
В Сбере рассказали о работе ИИ в Минфине
Алана Мамаева проиграла суд за элитное жилье
Путин рассказал об общих целях России и Азербайджана
В Сбере предложили экспериментальный режим для криптовалют
Стало известно, сколько криптовалюты на руках у россиян
В Сбере назвали суммарный прирост ВВП от строительства ВСМ
Путин высказался о выплатах в связи с крушением самолета AZAL
Путин заявил, что самолет AZAL был задет обломками ракеты
Все новости