На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Учимся у народа

Открылась выставка «Традиции фольклора и наива в современной культуре»

В музее «Царицыно» открылась выставка «Традиции фольклора и наива в современной культуре», где на примере десятков экспонатов устроители намерены доказать, что праздничное сознание и эстетика народного балагана правят искусством и в наши дни.

По преданию, Михаил Иванович Глинка обронил как-то фразу: «Музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Если на самом деле он и не говорил ничего подобного, то все равно похоже на правду: в последние два столетия высоколобым творцам было свойственно апеллировать к истокам, под коими понималась креативность широких масс. Согласно этой логике, всякое произведение искусства, сколь бы оригинальным и замысловатым оно ни казалось, непременно содержит в себе те или иные черты безымянного народного простодушия. Или вспомнить еще Карла Юнга, который в любой творческой деятельности мог обнаружить признаки архетипа и коллективного бессознательного.

Получается, что демиурги всех мастей своему личному таланту и вдохновению обязаны от силы наполовину, а остальное – пожалуй, самое важное – следует отнести на счет кладезя народной мудрости.

Намеренно огрубляем предпосылки, чтобы стала понятнее идея царицынской выставки. Вообще-то в этом музее не первое десятилетие культивируется наивное искусство и даже собрана обширная его коллекция. Но на сей раз здесь показывают не работы Павла Леонова, Кати Медведевой и прочих самородков, а опусы вполне профессиональных авторов, многие из которых входят в число национальных или международных знаменитостей. Их творения могли бы оказаться в едином выставочном пространстве по многим другим поводам, однако нынче предъявлен именно такой – «традиции фольклора и наива». В рамках летнего фестиваля коллекций современного искусства, учрежденного ГЦСИ, в царицынских залах собраны экспонаты, будто бы «аранжирующие» народные первообразы.

При беглом осмотре все так и выглядит: здесь царят добродушие, незамысловатая ирония, подчеркнутая рукодельность. Чем не наив?

Однако не стоит путать форму с содержанием. В большинстве случаев фольклорный стиль переосмыслен или попросту имитирован ради собственных авторских задач. Иной раз до народной традиции вообще не докопаться из-за толстого «культурного слоя». Именно этот слой и не позволяет воспринимать увиденное как нечто бесхитростное и по-настоящему почвенное. Вернее так: у целого ряда авторов имеется установка на предельную искренность (назвать хотя бы излюбленную Ириной Затуловской живопись по старинным дверным створкам и кровельному железу или проникновенные инсталляции Леонида Тишкова), но за этой искренностью все равно проглядывает сильная авторская индивидуальность.

Другие представленные художники берут манерой, концептуальным приемом, вложенным подтекстом – короче говоря, всем тем, что в подлинном фольклоре обычно отсутствует.

Например, в фотографической серии «Аманда в виде Мэрилин» знаменитого американца Дэвида Лашапеля можно усмотреть, конечно, опосредованное влияние раскрашенных массовых открыток из прошлого столетия, но куда очевиднее пародийный намек на Энди Уорхола. А на фотографии не менее известного японца Ясумасы Моримуры вычитывается откровенный отсыл к гравюрам Франсиско Гойи: здесь дамы тоже носят стулья на голове, автор же вслед за великим испанцем сообщает, что «это в моде». Ну какой тут фольклор, помилуйте. Или взять «Шахматы» британца Пола Маккарти (не путать с экс-битлом), представляющие собой комплект бытовых предметов, расположенных на клетчатой доске, – это типичная постмодернистская реплика по поводу реди-мейдов. Вспомнить что-нибудь менее наивное довольно сложно, пусть даже к названным опусам легко приклеить мысленную этикетку «фолк-авангард».

Прославленные иностранцы, впрочем, едва ли догадываются, что их работы иллюстрируют нынче в России какую-то кураторскую идею:

все упомянутые опусы позаимствованы из коллекции московского «возвращенца» Гари Татинцяна. Преобладают же на выставке произведения наших соотечественников. Целый зал отведен под проект «Русский трофей» Александра и Ольги Флоренских: бывшие митьки беззлобно, но с подковыркой интерпретируют культ милитаризма. Обильно представлены соц-артисты – Леонид Соков, Александр Соколов, Ростислав Лебедев. Не обошлось и без вечно фиглярствующих «Синих носов» с их популярным циклом «Видео на коленке». Масштабные карнавальные фантасмагории на холстах Натты Конышевой соседствуют с псевдопасторалями Гоши Острецова, проволочная мебель от Ани Желудь пристроена неподалеку от «нью-вэйва» Георгия Литичевского…

Словом, список авторов длинный, работ много, коннотаций и вовсе не сосчитать, но все это несколько кривовато соотносится с заявленной темой.

Пожалуй, у тех же самых художников можно было бы найти вещицы, куда более подходящие к случаю, — так ведь искать же надо, что совершенно не по сезону. В общих чертах устроители с задачей справились, а на недовольных все равно не угодишь – впечатление приблизительно такое. Народная мудрость: зачем делать лучше, если и так хорошо.

Новости и материалы
Врач предупредила об опасности маникюра для репродуктивного здоровья
Юноша учился стрелять по видео из сети и едва не лишился глаза
СМИ сообщили о продвижении российских войск восточнее Димитрова
OpenAI выпустила улучшенную версию ChatGPT
Найдена самая дорогая квартира на вторичном рынке Москвы
Генерал раскрыл детали о попытках ВСУ ударить по химпредприятиям в России
Звезда сериала «Кухня» улетела к сестре в Германию
На Украине признали, что Евросоюз мешает мирному процессу
Премьер Венгрии раскритиковал отход от принципа единогласия в Евросоюзе
Тимоти Шаламе впервые прокомментировал свое сходство с рэпером EsDeeKid
В Минобороны предположили причастность USAID к тестированию фармпрепаратов на украинцах
Во Франции сообщили о планах Украины «пойти на уступки»
«Срочный вопрос». Фон дер Ляйен высказалась об обороне Евросоюза
В «Динамо» ожидают назначение Гусева на роль постоянного тренера команды
Жена Эмина Агаларова поделилась редкими фото с мужем: «Раз в году можно позволить»
Филиппины выразили готовность организовать встречу Путина и Трампа
Снуп Догг стал почетным тренером сборной США на зимней Олимпиаде
В ИИ-подкастах The Washington Post обнаружили вымышленные цитаты и ошибки
Все новости