На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Больше хороших товаров!

В Манеже выставка «Все на продажу» — собрание уличных вывесок с конца XIX до 80-х годов ХХ века из музеев и частных коллекций

В Малом Манеже открылась выставка «Все на продажу» — коллекция уличных вывесок с конца XIX до 80-х годов ХХ века из музеев и частных собраний.

Экспозиция весьма условно поделена на разделы: здесь есть не только вывески с ятями и ерами, но и стандартные городские вывески 70—80 гг. — «Аптека», «Ремонт зонтов», «Водка», которые всего за три постсоветских десятилетия так же глубоко ушли в российскую поп-историю.

Этот жанр позволяет объединить на одной выставке кассовые аппараты, декорированные вязью модерна, и вывески Пиросмани, и Петра Кончаловского, и чайные коробки.

Однако прелесть большинства даже тиражных вещей в их индивидуальности. Эскизы витрин 60-х показывают процесс поиска пластического решения, легкого и оригинального. К сожалению, экспонатов этого периода здесь крайне мало, но это объяснимо: трафареты в стиле «лапидарного изобилия» вносили бы диссонанс в богато украшенную дореволюционную рекламу и энергичные плакаты первых пятилеток.

Акцент выставки — на эпохе модерна в измерении ширпотреба. Велошины завода «Треугольник» рекламирует футуристический красный гонщик, велосипед конкурирует в скорости с аэропланом на плакате «Акцiонернаго Общества «Энфильдъ», а «сталь лучшаго качества» Московского металлического завода можно купить у Рогожской заставы.

И совсем рядом, на соседней стенке Манежа, на куске помятой жести правление безвестного грузинского колхоза оповещает, что кино бесплатно для всех; являются из небытия московские вывески «Ремонт часов» и инфографика в стиле ретро — прейскурант на прием стеклотары.

Наиболее ярко в Малом Манеже представлена тема еды.

«Проволочныя» гвозди, русская красавица в кокошнике за швейной машиной «Зингер» и «Настоящiй Рижскiй Бальзамъ» завода «Юлий Цезаръ» тускнеют рядом с итальянской красавицей с постера бисквитов «Жоржъ Борманъ», вдохновленной малыми голландцами рекламой «Ветчина-Колбасы», дамой с веером, которая угощается конфектами М. Конради и изумительной лазоревой вывеской «Живая рыба» из Музея истории Санкт-Петербурга.

Дополнительно раздел снеди усилен живописью: три больших вывески Пиросмани, по одному холсту Кончаловского и Машкова, натюрморты Александра Шевченко и Натальи Гончаровой.

Среди аппетитных красот бродят смотрительницы, одетые в белые халаты продавщиц.

Спору нет, потребность населения в еде больше, чем в гвоздях. Но некоторый перекос экспозиции в сторону бакалеи и может объяснить сама русская история. Самым популярным чтением в годы построения коммунизма в отдельно взятой стране был не самиздат и не Краткий курс истории ВКП(б), а поваренные книги. Дореволюционные издания завораживали мечтателей наивными пассажами («Если к вам пришли гости, а в доме ничего нет, спуститесь в погреб и возьмите окорок...»),

а знаменитая «Книга о вкусной и здоровой пище» 1952 года читалась как фантастический роман.

Ведь не только окорок, но и консервированный горошек, который так красочно рекламировался на цветной вкладке, достать было затруднительно.

Рецепты и иллюстрации описывали несуществующую жизнь, которая располагалась «где-то там» — или до большевиков, или в идеальном мире их окончательного торжества. На выставке «Все на продажу» не бродят призраки инобытия — упоительные жестяные колбасы, экзотические чаи, рекламы сто лет как выпитых вин и полуаршинная табличка «Дворникъ» воспринимаются исключительно как артефакты национальной материальной культуры, без нот зависти и ностальгии. И именно этот факт, пожалуй, и убеждает в том, что разрыв истории наконец преодолен и параноидальное мышление советского интеллигента в кои-то веки становится нерелевантным.

Или, по крайней мере, не принимается в расчет в выставочной деятельности МВО «Манеж», делающим свои экспозиции по фирменному рецепту: яркость, новизна и ненавязчивость, удачный микс музейного дела и энтертейнмента. Однако применение этого безоценочного жанра к новейшей — как в данном случае — истории говорит о многом. Свобода от идеологической оценки искусства и материальной культуры означает, что все точки расставлены по нужным местам, борьба за верное понимание истории окончена и можно более не располагать культурные артефакты недавнего прошлого по вехам политики. От зрителя требуется уже не демонстрация политической грамотности, а простое человеческое любопытство.

Новости и материалы
Жительница Британии опасается за жизнь своего петуха из-за недовольного соседа
Названы отрасли экономки России с зарплатой свыше 100 тысяч рублей
Беженка рассказала об атаке ВСУ на жителей Дмитрова у церкви
Врач назвал условие, при котором папилломавирус вызывает рак
В Тверской области произошли взрывы
На Кубани мальчик не выжил после того, как врач неправильно поставил диагнозы
Женский хоккейный турнир на Олимпиаде оказался под угрозой срыва
На Западе спрогнозировали проблемы для Украины
В Совфеде заявили о восстановлении диалога России и США
Жители Германии чаще всех из ЕС просили убежища в России
Российский вратарь «Тампы» стал основным фаворитом на престижный приз в НХЛ
Жалоба по делу Долиной поступила в подмосковный суд
Польша закрыла воздушное пространство на границе с Украиной
Сабуров после прилета в Казахстан покинул аэропорт через VIP-зону
Польша подняла в воздух дежурные военные самолеты
Сафонов в «ПСЖ» получает меньше украинца Забарного и своего конкурента Шевалье
В Москве работника аэропорта арестовали за финансирование терроризма
Фальшивые вакансии и кредиты: названы новые схемы обмана при поиске работы
Все новости
Снотворная тарелка: какие продукты помогут мозгу успокоиться и заснуть быстрее
Теперь вы знаете