На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Осел и эльфы

Мариинский театр показал балет «Сон в летнюю ночь» на «Золотой маске»

В Москве показали балет «Сон в летнюю ночь», с которым Мариинский театр участвует в конкурсе «Золотая маска».

Этот прекрасный «Сон» родом из Америки: именно там базируется компания «Нью-Йорк Сити балет», основанная в середине ХХ века великим хореографом Джорджем Баланчиным (он же бывший петербургский танцовщик Георгий Баланчивадзе). В 1962 году прошла премьера, и с тех пор спектакль на музыку Мендельсона идет в театрах всего мира. К Мариинке этот балет имеет особое отношение: мало того что Баланчин в молодости танцевал на этой сцене, так он еще и участвовал именно в спектакле по комедии Шекспира, перевоплощаясь в эльфа под музыку Мендельсона.

Так что «Сон», сделанный Баланчиным уже в солидном возрасте и в статусе мэтра, можно считать всплеском ностальгии.

Видимо, не только для успехов кассы или для профессионального воспитания своих танцовщиков, но и в угоду указанному чувству Баланчин обращался к сюжетным балетам, весьма редким в списке его работ.

«Сон» во многом скроен по лекалам молодости автора: легкая балетная сказка с хеппи-эндом, в которой история рассказана с помощью активной пантомимы, а настроение создается развернутыми хореографическими картинами. В то же время старомодный вроде бы балет отчетливо пропитан иной, вполне современной, эстетикой. Начать с того, что

историю Оберона с Титанией, как и перипетии отношений двух влюбленных пар, автор поспешно втискивает в рамки первого действия, как будто спешит отделаться от докучливой необходимости иллюстрировать сюжет.

Нет, и в первом действии (несмотря на донельзя спрессованное изложение, очень длинном) есть выпуклые пластические характеристики. Порхания стрекоз, бабочек и ночных эльфов в невесомых одеждах из шелка. Неизбежные шалости Пэка с сонным цветком в волшебном лесу. Величественные па Оберона в костюме с ручной вышивкой. Выход свиты Титании во главе с самой ночной царицей, которая, щеголяя блестящей диадемой, то возлежит в огромной раковине, то высоко вздымает длинные царственные ноги. Но танец делит пространство с гротескной компаний подвыпивших ремесленников, с потешными ковыляниями ткача Основы, временно наделенного ослиной головой. И с многочисленными «люблю – убью — к сердцу прижму — к черту пошлю», излучаемыми заблудившимися в лесу молодыми людьми — Леандром и Гермией, Деметрием и Еленой. Во втором действии, поженив, как полагается по сюжету, разобравшихся в себе любовников (а заодно афинского герцога Тезея с царицей амазонок Ипполитой) Баланчин словно с облегчением переводит дух.

И отдается своей главной страсти, главному умению – конструированию чистых хореографических структур, вторящих музыке. Неважно, что формально эта картина – свадебное торжество. И в балетах Петипа, по которым учился автор этого «Сна», свадьбы всегда становились поводом для грандиозного танцевального дивертисмента. Существенно другое. Сочиняя все эти традиционные вроде бы ансамбли во главе с прима-балериной, строя балетную пирамиду с кордебалетным широким основанием и узкой венчающей пикой ведущего дуэта, Баланчин дополнил профессиональный архетип новыми акцентами. Никто не скажет, что второе действие этого «Сна» — калька с аналогичных сцен старинных спектаклей. Здесь, хоть и затуманенный классической гармонией, негласно проживается тот фирменный баланчинский неоклассический драйв, который «Мистер Би», не скрывая этого, заимствовал из современных спортивных парадов и урбанистических ландшафтов.

Даже в медленных темпах (не говоря уже о быстрых) заметно некое пластическое нетерпение, словно потенциальная энергия вот-вот превратится в кинетическую. А любование красотами академической партерной обводки, когда балерина, стоя на кончике одной ноги и подняв другую ногу в аттитюд (т. е. с согнутым коленом), медленно, как солнце вокруг земли, кружится усилиями почтительно поддерживающего ее кавалера, не мешает этой же балерине в другой момент непочтительно, по-кошачьи, выгнуть спину или чуть усилить движение бедра.

Не сказать, чтобы труппа Мариинского театра стопроцентно прониклась этим балетом, в котором правильность выполнения балетных па есть главный художественный закон: ведь у Баланчина ремесло автоматически переходит в эстетику.

Тут рецензенту придется углубиться в дебри балетной техники. Екатерина Кандаурова, номинантка на лучшую женскую роль за Титанию, была гибка и легка, но требуемую чистоту линий выдавала не всегда. Тимур Аскеров (Оберон) технически «булькал» в прыжках антраша. Ипполита (Александра Иосифиди) смущала тяжеловесностью прыжка и «приземистым» слегка корявым фуэте, хотя ее партия сплошь из этих элементов и состоит. Четверка земных влюбленных, вполне убедительная в первом акте, где можно было вдоволь «играть в чувства», во втором действии работала скучнее. Безымянная героиня большого лирического адажио Оксана Скорик была скорее не лирической, а оцепенелой и немузыкальной, хотя прямой, статной и на весьма красивых ногах. Кордебалет разочаровывал разнобоем:

казалось, что спектакля до показа в Москве долго не было в афише, да и перед гастролями его не особо репетировали.

Зато Бабочка (Светлана Иванова) уверенно пробежала свои извилистые дорожки на крепких выворотных пуантах, и дети — участники «Сна» порадовали выучкой, образцово ставя еще не совсем окрепшие ножки по всем правилам классического танца.

Новости и материалы
Аналитики ожидают снижения ключевой ставки в декабре
В Волгограде сняли ограничения на работу аэропорта
Трамп заявил, что США «выбросили кое-что» из плана по решению на Украине
В Димитрове группа военных ВСУ сдалась в плен к российским силам
Эксперты рассказали, кто чаще становится жертвой мошенников перед Новым годом
Бывший премьер Украины раскрыл, как Зеленский срывает переговоры
Как по анализу крови выявить повышенные риски болезни Альцгеймера, рассказал врач
В «Опоре России» исключили безработицу и массовые сокращения из-за повышения НДС
В Совфеде РФ рассказали о «физиологических судорогах» европейских стран
В США считают, что Европа не согласится на мир на Украине к Рождеству
Москвичей предупредили о резком ухудшении погоды и опасной гололедице
В Госдуме предложили ограничить стоимость высшего образования
Шойгу заявил, что Россия против создания «восточного НАТО»
Премьер-министр Эстонии исчез во время выступления Зеленского
Победитель «Евровидения» отказался от награды из-за участия в конкурсе Израиля
Как подготовить кожу к новогодним праздникам за две недели, рассказал врач
Россиянам объяснили, почему рубль укрепляется вопреки декабрьским традициям
Наступление холодов спровоцировало в России спрос на пауэрбанки
Все новости