На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Символ веры атеиста

На Венецианском кинофестивале показаны размышления о религии от Стивена Фрирза и Терри Гиллиама

Британские режиссеры Стивен Фрирз и Терри Гиллиам представили в Венеции свои новые фильмы о религии и ее разоблачении.

В последние годы ни один крупный кинофестиваль не обходится без богоискательства в тех или иных формах: вопросы веры внезапно становятся самыми важными даже для тех авторов, которые до сих пор никогда ими не интересовались. В Венеции 2013 года религия по каким-то необъяснимым причинам оказалась в юрисдикции британского кино.

Неизменно ироничный и здравый Стивен Фрирз, как всегда казалось, предельно далек от спиритуальной тематики — и в самых ярких своих работах, «Опасных связях» или «Королеве», и в более проходных «Грязных прелестях» или «Тамаре Дрю».

Однако его новая картина «Филомена», у которой есть все шансы стать самой успешной из всех, ломает шаблон.

Вроде бы на шаблонах она и сделана, ведь в ней рассказана история, способная растрогать и камень, — о милой старушке из провинции, которая пытается разыскать сына, отобранного у нее и отданного на усыновление полвека тому назад. В компании журналиста, сноба и циника, она отправляется из уютной Англии в далекий Вашингтон, где узнает всю правду о пропавшем отпрыске, а ее спутник по ходу сюжета постепенно преображается, становясь заядлым правозащитником и гуманистом. Беспроигрышный сюжет, особенно если учесть, что разыгран он с неизменным юмором и теплом Стивом Куганом и Джуди Денч, которой не избежать всевозможных наград за и на самом деле впечатляющую роль.

Тем не менее мелодрама имеет еще один смысловой пласт, который и придает ей объем, превращая качественный мейнстримный продукт в нечто большее.

Одиссея Мартина Сиксмита и Филомены Ли — не только сентиментальное путешествие, но и перманентный диспут атеиста и верующей.

Именно это различие становится ключом к интриге, которая начинается в далеком 1952-м: тогда забеременевшую вне брака Филомену родители отдали в католический монастырь — искупать грехи тяжелой поденной работой. Покорность судьбе заставила ее, религиозную с детства девушку, подчиниться жестокому вердикту: расстаться с ребенком и не пытаться искать его. Возмущенный произволом монахинь неверующий Сиксмит уговаривает Филомену на маленький бунт: вместе им удается выяснить, что те не только продавали детей «грешниц» на усыновление в США по тысяче фунтов за голову, но и осознанно препятствовали попыткам разлученных родных хоть что-то узнать друг о друге.

Можно было бы даже заподозрить в фильме Фрирза злонамеренное оскорбление чувств верующих, если бы не тот факт, что все описанные там события, увы, подлинные.

К финалу любой вменяемый зритель мог бы возненавидеть как минимум католическую церковь (а может, и другие изводы христианства) всей душой, но в этом ему помешает главная героиня. Полуобразованная пожилая леди, помешанная на дамских романах, проявит чудеса вменяемости и не будет поколеблена в своей искренней вере ни на дюйм: для нее и встреча с Мартином, и возможность все-таки узнать правду, хоть с опозданием на много лет, есть части божьего промысла. Важен этот аспект и для концепции всего фильма. В его авторе живет и скепсис атеиста, без чьей въедливости Филомена никогда не вывела бы монахинь на чистую воду и не отыскала бы следов сына, и в то же время наивная вера в чудеса, одним из которых становится, несмотря на трагизм, развязка этой истории, опять же реальная, а не придуманная изворотливым сценаристом.

Столь же хитроумное сплетение религиозности и научного скептицизма являет собой «Теорема зеро» — долгожданный новый фильм Терри Гиллиама.

Урожденный американец давно отказался от гражданства и стал настоящим британцем вслед за своими товарищами по культовому коллективу «Монти Пайтон»; его любовь к абсурду и парадоксальное чувство юмора, бесспорно, качества чисто английские. В полной мере он проявляет их в картине, которая могла бы стать завершающей частью трилогии о будущем, начатой «Бразилией» и «Двенадцатью обезьянами».

Лондон середины XXI века, по версии Гиллиама, превратился в шумный, грязный, цветастый рынок, составленный из обломков уходящей на дно цивилизации.

В этом хаосе и живет Коэн Лет — слегка безумный ученый-одиночка, параноик и неврастеник, страдающий разом от одиночества и социопатией, агорафобией и клаустрофобией: в одной из лучших своих ролей Кристоф Вальц предстал достойным наследником Калигари, Франкенштейна, Мабузе и прочих докторов-психопатов из кинематографа 1920–1930-х.

Оценив его таланты, руководство компьютерной империи поручает ему работу на дому — доказать таинственную теорему зеро.

Боящийся выходить на улицу Коэн живет в переоборудованных развалинах сгоревшей церкви, когда-то принадлежавшей ордену монахов-гностиков, соблюдавших обеты бедности, целомудрия и молчания («Они не прервали его, чтобы крикнуть «Пожар!», — шутит герой). В новом святилище, где в самом центре установлен огромный компьютер, а вместо отломанной головы Иисуса на огромном распятии приделана камера слежения, со стен на ученого с упреком смотрят полустертые святые, а прямиком над начертанными мелом уравнениями ухмыляется сам Сатана верхом на двуглавом драконе. Сюда приходят к Лету, последнему жрецу человечества, и провозвестник еще более далекого будущего пятнадцатилетний хакер-гений Боб, и суматошный босс Джоби, и возлюбленная Бэнсли (она же девушка по вызову то в костюме медсестры, то вовсе без ничего), и даже всесильный руководитель корпорации, которого попросту зовут Менеджмент; в его чертах не без удивления узнаешь преображенного и состаренного Мэтта Дэймона.

Зачем всем им так нужна эта теорема, работа над которой представлена на мониторе компьютера Лета как мегаломанский тетрис, целый мегаполис из кубиков, никак не желающих складываться в гармоничную конструкцию?

Выясняется, что она, будучи доказанной, сведет Вселенную и цивилизацию к нулю, тем самым окончательно подтвердив ничтожность и бессмысленность бытия.

Но герой, которому, конечно, не случайно в придачу к шутовскому костюму и колпаку (именно так выглядит киберкостюм для погружения в виртуальное пространство) дано имя еврейских первосвященников — Коэн, оказывается единственным человеком в мире, еще хранящим веру. Однажды в его доме раздался телефонный звонок, и неизвестный абонент чуть было не рассказал ему всю правду о смысле существования и высшем предназначении. Разговор прервался на полуслове, и теперь главная движущая сила в жизни ученого — ожидание нового звонка.

Между черной дырой, куда в своих страшных снах то и дело проваливается Коэн, и фальшивой идиллией тропического пляжа, куда его затягивает в эротических виртуальных трипах красавица подруга, и располагается шаткий, будто сложенный рукой ребенка, домик из кубиков, мир будущего, в котором без труда узнается наше постсекулярное настоящее. Равновесие в нем так труднодостижимо и непрочно, что из двух доступных опций — суровой истины абсолютного нуля и неправдоподобного ожидания телефонного звонка от Бога — невольно выбираешь вторую.

Новости и материалы
Россияне рассказали, какую зарплату они хотят получать в 2026 году
Россия пытается добиться освобождения сотен политзаключенных на Украине
Россиянам рассказали, в каких новогодних блюдах искать магний и витамины B
Раскрыты подробности атаки на военных США в Сирии
В Пулково скорректировали временные ограничения
Российские военные отрезали пути отхода остаткам ВСУ из Северска
Обломки БПЛА повредили несколько домов на Кубани
Россиянам дали советы, как выбрать технику, которая не сломается через год
Аэропорты Грозного и Пскова временно прекратили работу
В США произошла стрельба в университете
Названа дата прощания с послом России в КНДР
На Западе заявили о «зашкаливающей глупости» Каллас
Россиянам напомнили о праве взыскать компенсацию из-за увольнения под давлением
Россиянам рассказали, когда начинать закупаться к Новому году
В Совфеде прокомментировали слова Мерца о конце эпохи «Американского мира» для ЕС
В аэропорту Пулково ввели временные ограничения
США сбросили осветительные бомбы в небе над Пальмирой
Лукашенко попросил не задавать «гадких вопросов» о Трампе и Путине
Все новости