На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Между волынкой и виски

«Великое шотландское приключение» Элиотта Эрвитта в Мультимедиа Арт Музее

В Мультимедиа Арт Музее показывают «Великое шотландское приключение» — серию последних работ классика фотографии Эллиотта Эрвитта.

Когда-то фотограф Эллиотт Эрвитт снимал Че Гевару и папу римского Иоанна Павла II, голливудских кинозвезд 1950-х и Ричарда Никсона, тыкающего пальцем в лацкан пиджака Никиты Хрущева на выставке 1959 года в Москве. Но вскоре знаменитости наскучили ему, уступив место занимательным сценкам из частной жизни и, как ни странно, собакам, увлечение которыми разрослось до четырех книг лохматых портретов: в 1974-м вышла первая, «Сукин сын», в 2008-м — последняя, «Собаки Эллиотта Эрвитта».

Трижды президент легендарного фотоагентства Magnum Эрвитт активно презирает цифру и фотошоп, принципиально снимает только на пленку и называет себя фотографом-любителем, то есть фотографирует исключительно по любви, а не по принуждению.

Правда, «Великое шотландское приключение» все же было сделано по заданию куратора проекта The Macallan Masters of Photography, в рамках которого уже проходили выставки Джона Ранкина, Альберта Уотсона и Энни Лейбовиц.

На выставке Эрвитта в МАММ нет его знаменитых умывальников для белых и черных людей в американском общественном туалете (White/Colored), рыдающей на похоронах мужа Жаклин Кеннеди и «Поцелуя в зеркале заднего вида». Зато собаки повсюду: вот бородатый колли Мисти бежит по черному вулканическому песку за летающим диском. Рядом он же присматривает за фермерскими стадами на острове Скай. Даже на портрете Чарльза Спенса в личном поместье хозяин расположился рядом со сворой собак двенадцати шотландских пород.

«Великое шотландское путешествие» — это 58 небольших черно-белых фотографий, содержание которых, впрочем, не исчерпывается емкой формулой «виски, волынка, мужчины в юбках».

К ним вполне можно отнести определение английского новеллиста Уилфреда Шида, назвавшего работы Эрвитта умными, но без раздумывания. Всего фотограф провел в Шотландии около месяца: девять дней в Глазго и Эдинбурге в июне 2011 года, неделю в портовом городке Инвернессе в августе и две с половиной недели на островах в сентябре 2012 года.

Шотландия Эрвитта — это не абстрактное прекрасное далеко, а россыпь подробностей, каждая из которых была бережно подобрана стариком с фотоаппаратом.

Спрятавшись за этой маской, Эрвитт бродит то там, то тут, заглядывает в замочные скважины и снимает все, что ему заблагорассудится: то зазевавшихся обывателей на блошином рынке Баррас, то футбольных фанатов, чинно распивающих пиво в пабе, то стада вольно пасущихся овец. Чтобы сделать хороший снимок, «нужно найти что-нибудь интересное в самом обычном месте», считает он.

Торчащий мрачной глыбой замок Дун, ряженые волынщики и фермерские угодья на Оркнейских островах, на которых жили ведьмы из шекспировского «Макбета», — в этих пейзажах Эрвитт находит «внутреннюю тишину», о которой говорил фотохудожник Анри Картье-Брессон, то единственное, что наделяет изображение жизнью. Похожим образом он одушевляет и кочующие из альбома в альбом однотипные туристические образы: памятник премьер-министру Великобритании Уильяму Гладстону с чайкой на голове, виды мутного озера Лох-Шил и путешествующий по горной Шотландии паровоз «Якобит».

Но не следует в этих снимках искать ничего вечного и всеобъемлющего. Эрвитт, распрощавшись с эстетством, вслед за Бальзаком пишет свою «Человеческую комедию», которой чужды метафизические категории.

Например, решив однажды поиздеваться над миром искусства, Эрвитт создал себе альтер эго — Андре С. Солидора, крайне претенциозного типа с амбициями выдающегося творца. В его «работах» он глумился над арт-мейнстримом и концептуальной фотографией: нарочито гламурно снимал пышногрудых дам в помпезных интерьерах, вставлял рыбьим головам сигары в пасть, снимал преувеличенно крупным планом поникшие растения. Позже за «творчество» Солидора фотограф получил прозвище Саша Барон Коэн от фотографии.

Его отчаянно несимпатичные молодожены в традиционных костюмах, позирующие на фоне мраморной Евы, и вышагивающие на параде волынщики смешны. Не будучи классическими образцами, как, например, фоторепортаж со съемок «Неприкаянных» с Мэрилин Монро, они тем не менее являются самыми простыми формами, с помощью которых можно понять фирменный стиль Эрвитта, спонтанный и в хорошем смысле непродуманный, не терпящий постановочных кадров и ложной многозначительности.

Новости и материалы
«Пусть не тявкает на Россию»: Тихонов о протесте шведского лыжника
Нонна Гришаева поделилась редкими фото с сыном в день его 19-летия
В одном из московских аэропортов сняли ограничения
Ушаков дал прогноз, когда может наступить прекращение огня в Донбассе
Дело экс-мэра Сочи и его супруги рассмотрят в Москве
Минобороны предложило создавать штабы обороны в российских регионах
Ушаков рассказал, кто может быть размещен в Донбассе вместо ВСУ и ВС РФ
В Москве таможенники нашли 12 православных икон на 1,3 млн рублей в багаже у иностранца
ЦБ подаст иск к Euroclear 12 декабря
УФСИН по Владимирской области опровергло наличие «блатных» отрядов
Бывшего главного архитектора Сочи отправили в колонию за крупную взятку
Назван гонорар телесвахи Розы Сябитовой за помощь в отношениях
Над территорией РФ за четыре часа перехватили более 30 украинских БПЛА
«Воспаление мозга и пневмония»: гонконгский грипп сравнили с «испанкой»
В Нижнем Новгороде избили блогершу, проверявшую салон красоты
Ушаков назвал возможную цель поездок Зеленского по Европе
Московский пенсионер отобрал у екатеринбурженки машину по «схеме Долиной»
Трое подростков обстреляли мужчину из сигнального пистолета и избили в центре Петербурга
Все новости