На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Другая сторона иглы

В прокате идет «Грязь», экранизация романа Ирвина Уэлша

В прокате «Грязь» — дикая экранизация романа шотландца Ирвина Уэлша, автора «На игле» и «Кислотного дома».

В шотландской полиции служит офицер Брюс Робертсон (Джеймс Макэвой), на фоне которого американский «Плохой лейтенант» и русский «Майор» выглядят несчастными жертвами кровавых режимов. Брюс неохотно ищет преступников, но находчиво карабкается по карьерной лестнице. Бессовестно манипулирует людьми, но искренне дружит с виски и кокаином. Хочет вернуть жену и ребенка, но спит со всеми подряд: супругами коллег, малолетними преступницами, проститутками. Культивирует в себе альфа-самца, но сам страдает от сексуальных перверсий и подозрительно настырно третирует гея-сослуживца. Редко появляется в кадре трезвым и без блевотины на губах, но всегда отдает себе отчет в происходящем. Сеет вокруг себя сплошной хаос, но на самом деле держит в голове хладнокровный план: достигнуть максимальной власти в полиции, устранив всех конкурентов.

Так страстно, дерзко и с пониманием шотландского писателя Ирвина Уэлша экранизировали целых семнадцать лет назад, когда за дело взялись молодые Дэнни Бойл и Юэн Макгрегор, еще не соблазненные голливудским змеем.

«На игле», однако, совпадал с духом и буквой книги до шестого знака после запятой. Новый же фильм отличается от романа примерно так же, как их названия и обложки. Книга вышла под незамысловатым заголовком «Дерьмо» (в оригинале — «Filth»), подразумевающим не только отвратительную вонь, но и некоторую человечность. Субстанция фильма менее мерзкая, но и настоящей жизни в ней недостает. То же самое с обложкой. В романе на ней был изображен хряк в полицейском колпаке. На постере фильма Джеймс Макэвой скачет верхом на свинье, то есть герой скорее играет в ничтожество, чем на самом деле является им. Падение для него не естественный и необратимый вектор движения, а развлечение вроде прыжка с тарзанкой с безопасным катарсисом в низшей точке.

Или азартная игра, задача которой — обрызгать грязью всех окружающих, но не свалиться в нее самому.

«Грязь» — не только захватывающее, остроумное и злое кино о потенциале человеческой игры в уродство, но и своеобразный водораздел в жанре. Благодаря этому фильму становится заметно, насколько якобы вечный сюжет о плохих полицейских зависим от породившей его эпохи. События «Грязи», если верить новостям, ежедневно происходят и в современной России, но сама экранизация плотно застряла в панковских девяностых, придуманных все тем же Уэлшем вместе с Дэнни Бойлом. Сегодня такие фильмы не работают не только из-за своей чересчур агрессивной киноэстетики, но и на уровне сюжетов. Достаточно вспомнить, во что превратился «Плохой лейтенант» Абеля Феррары в исполнении не последнего режиссера Вернера Херцога.

«Грязь» постоянно булькает кислотными трипами и запросто может подсунуть герою, посмотревшему в зеркало, свиное рыло.

Сегодня так уже не снимают, а если и снимают, то в качестве постмодернистской шутки, то есть трусливо и малодушно. У режиссера Джона С. Бейрда, выглядящего как футбольный фанат и снимающего фильмы про футбольных фанатов, страхов, похоже, нет. Его панковский подход к кино — никакая не специальная поза для отборщиков фестивалей и тем более каких-то там критиков. Снимать медленнее, спокойнее и респектабельнее ему, вероятно, мешают избыток тестостерона и зашкаливающий адреналин. Как этому режиссеру-берсерку при этом удается оставаться техничным и ловким, большая загадка.

Впрочем, Шотландия всегда славилась своими боксерами.

Главная сенсация «Грязи» в том, что актер Джеймс Макэвой, фавн из «Хроник Нарнии», хрупкий юноша из «Уимблдона» и «Пенелопы» и герой «Джейн Остин» и «Искупления», оказался человеком той же породы. Лишенный приклеенной книгой маски свиньи, в фильме он меняет личины каждые десять минут, то сатанея, то играя в падшего ангела, то становясь зомби, то притворяясь Харви Кейтелем. Перформанс, устроенный Николасом Кейджем в «Плохом лейтенанте» 2009 года, на фоне безумия Макэвоя кажется выпуском передачи «Большая разница». Ох уж эти шотландские горцы.

Новости и материалы
Россияне рассказали, какую зарплату они хотят получать в 2026 году
Россия пытается добиться освобождения сотен политзаключенных на Украине
Россиянам рассказали, в каких новогодних блюдах искать магний и витамины B
Раскрыты подробности атаки на военных США в Сирии
В Пулково скорректировали временные ограничения
Российские военные отрезали пути отхода остаткам ВСУ из Северска
Обломки БПЛА повредили несколько домов на Кубани
Россиянам дали советы, как выбрать технику, которая не сломается через год
Аэропорты Грозного и Пскова временно прекратили работу
В США произошла стрельба в университете
Названа дата прощания с послом России в КНДР
На Западе заявили о «зашкаливающей глупости» Каллас
Россиянам напомнили о праве взыскать компенсацию из-за увольнения под давлением
Россиянам рассказали, когда начинать закупаться к Новому году
В Совфеде прокомментировали слова Мерца о конце эпохи «Американского мира» для ЕС
В аэропорту Пулково ввели временные ограничения
США сбросили осветительные бомбы в небе над Пальмирой
Лукашенко попросил не задавать «гадких вопросов» о Трампе и Путине
Все новости