На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Цезарь под землей

Ромео Кастеллуччи представил спектакль «Юлий Цезарь. Фрагменты» в подземном коллекторе

Ромео Кастеллуччи представил спектакль «Юлий Цезарь. Фрагменты» в помещении подземного коллектора. Показ прошел в рамках фестиваля моноспектаклей Solo.

«Юлия Цезаря» Кастеллуччи обычно играют в старинных музеях или парадных классических театрах — режиссеру важно прямое взаимодействие с историческим прошлым. В Москве для спектакля выбрали принципиально иное пространство — подземный коллектор. В подобных местах он не игрался еще ни разу и вряд будет сыгран снова.
Ромео Кастеллуччи — режиссер, способный на такие дерзкие и рискованные эксперименты, которых в мировом театре не делает больше никто. В последнем его спектакле, который показывали в Москве, — «Проекте J. О концепции лика Сына Божьего», например, лицо Иисуса сочилось экскрементами. В «Орфее и Эвридике» опера Глюка, которая исполнялась в театре, звучала в наушниках у реальной пребывающей в коме девушки, а ее изображение в прямом эфире проецировалось на экран.

В постановке по «Весне священной» Стравинского 40 механизмов танцевали и разбрасывали костную пыль.

Но эти резкие ходы и метафоры для Кастеллуччи не являются самоцелью. Каждый его спектакль — просто иллюстрация очередного важного для него тезиса о современном мире и человеке XXI века. Он мыслит не словами и образами, а концепциями.

В «Цезаре» Кастеллуччи рассуждает о человеческом голосе, его силе и слабости, а также — о гибели классического мира и всей мировой культуры. И гибель эта показана им через трансформации человеческой речи.

В этом спектакле многое зависит от пространства, в котором спектакль играется: здесь почти нет декораций — атмосфера рождается во взаимодействии с архитектурой здания.

Российский фестиваль Solo предложил Кастеллуччи показать спектакль в арт-галерее «Коллектор» — гигантском подземном сооружении для сбора воды на глубине 16 метров.

Бетонные стены с подтеками, железные крючья неизвестного назначения, уходящие ввысь толстые колонны и потрясающая акустика –

вряд ли в Москве можно найти место, более похожее на античный храм и укрепленный бункер одновременно.

«Юлий Цезарь» состоит из трех мини-моноспектаклей разных актеров. Первый из них — сцена, которой открывается трагедия: народные трибуны Флавий и Марулл впервые настраивают толпу против Цезаря.

Однако все персонажи постепенно сливаются в одного — актера Симоне Тони, который произносит реплики сразу за всех.

Впрочем, на самом деле не имеет никакого значения даже то, что он говорит. Главное — как.
Прежде чем начать говорить, актер засовывает себе в нос эндоскоп с видеокамерой. Зрители попадают внутрь его носоглотки и видят, как колеблется язычок нёба, рождается звук и формируется слово.

Внутри человеческого тела слова перестают восприниматься как речь.

Из изложения мыслей она превращается в физиологический процесс — вроде совокупления или испражнения. В первой части спектакля голос, таким образом, материализуется, обретает плоть и кровь — и одновременно полностью разлагается и утрачивает любое значение, кроме физического.

Во второй части на сцену выходит Цезарь — грозный старик в пурпурной тоге, которого на российском показе сыграл Александр Павельев. Он не произносит вообще ни слова — только жестикулирует.

От каждого его жеста в воздухе поднимается неистовый гул.

Цезарь у Кастеллуччи — властелин мира, громовержец, скорее скала, чем человек. «Я говорю, чего бояться должно, но сам я не боюсь — я вечно Цезарь!» — если бы он мог, то он наверняка произнес бы именно эти шекспировские строки.

Но немота его принципиальна: ведь в спектакле голос становится символом не силы, а слабости.

Слово изреченное есть ложь, лишь в слове написанном или невысказанном — правда.

Главные слова, в которых концентрируется смысл спектакля, — «Мене, Текел, Фарес», действительно не произносятся. «Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Фарес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам». Надпись, которая, по легенде, появилась на стене оскверненного библейским царем Валтасаром храма, Кастеллуччи пишет белыми буквами на боку живого коня. Конь с роковой надписью делает круг, проходит перед Цезарем — и «стирает» его своей волной. Заговорщики, окружившие императора, закутывают его в тогу, которая превращается в саван, и волочат за собой в зрительный зал.

Смерть Цезаря у Кастеллуччи — конец света. На смену герою-глыбе приходит больное, истерзанное, сплошь кровоточащее современное человечество.

На постаменте с надписью ARS — «Искусство» — Марк Антоний. Его играет итальянский поэт-песенник Далмацио Мазини — автор множества хитов 60-х и 70-х годов. Мазини пережил операцию по удалению гортани, у него нет голоса.

В спектакле он предстает без голосового аппарата — с зияющим маленьким отверстием на шее вместо рта.

В отличие от Цезаря он говорит, но услышать его невозможно.

После смерти Цезаря из мира уходит звук. Слово окончательно растворяется и безвозвратно теряет свои значения. Безголосый Антонио — голая рана, онемевший рот, кровавое пятно на месте убийства. После смерти тирана мир обездвижен, и вся жизнь уходит вместе с ним: одна за другой вспыхивают и взрываются маленькие лампочки, кружатся и замирают вентиляторы под ними. Дальше — тишина и темнота.

Новости и материалы
Россияне рассказали, какую зарплату они хотят получать в 2026 году
Россия пытается добиться освобождения сотен политзаключенных на Украине
Россиянам рассказали, в каких новогодних блюдах искать магний и витамины B
Раскрыты подробности атаки на военных США в Сирии
В Пулково скорректировали временные ограничения
Российские военные отрезали пути отхода остаткам ВСУ из Северска
Обломки БПЛА повредили несколько домов на Кубани
Россиянам дали советы, как выбрать технику, которая не сломается через год
Аэропорты Грозного и Пскова временно прекратили работу
В США произошла стрельба в университете
Названа дата прощания с послом России в КНДР
На Западе заявили о «зашкаливающей глупости» Каллас
Россиянам напомнили о праве взыскать компенсацию из-за увольнения под давлением
Россиянам рассказали, когда начинать закупаться к Новому году
В Совфеде прокомментировали слова Мерца о конце эпохи «Американского мира» для ЕС
В аэропорту Пулково ввели временные ограничения
США сбросили осветительные бомбы в небе над Пальмирой
Лукашенко попросил не задавать «гадких вопросов» о Трампе и Путине
Все новости