На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Мы простимся на мосту

В прокате «Шпионский мост» Стивена Спилберга

В прокате «Шпионский мост» Стивена Спилберга — блестящий исторический триллер с Томом Хэнксом об обмене Рудольфа Абеля на Фрэнсиса Пауэрса.

1957 год. Советский разведчик Рудольф Иванович Абель раскрыт, арестован американскими спецслужбами в Нью-Йорке и обвинен в шпионаже. От электрического стула невысокого мужчину с непроницаемым лицом отделяет лишь показательный процесс — чистая формальность, спектакль о самом справедливом суде в мире. Защищать Абеля доверено Джеймсу Доновану — бруклинскому адвокату с ирландскими корнями и обостренной добросовестностью. В итоге процесс затянется на пять лет, Абель вернется в СССР, а Донован будет награжден президентом Джоном Кеннеди за неоценимое участие в переговорах по обмену шпионами.

Прошлому поводу для разговора о режиссерском успехе Стивена Спилберга в этом году исполнилось 17 лет.

После триумфа «Спасти рядового Райана» Спилберг поставил довольно много фильмов, но говорили о них либо хорошо, либо никак: что-то о «крепкой руке профессионала» или «необязательной работе талантливого автора». И на этапе заявки «Шпионский мост» должен был занять в этом ряду достойное место. Сюжет — из школьного учебника, к тому же насквозь конъюнктурный в контексте нынешней политической ситуации. В главной роли — Том Хэнкс, от неизбежной положительности героев которого уже много лет сводит скулы. Однако на деле новый фильм 68-летнего Спилберга заставляет думать, что откровенные неудачи типа «Мюнхена» и «Боевого коня», помпезная болтовня «Линкольна», невнятица «Войны миров» и тухловатая эксцентрика «Поймай меня, если сможешь» были лишь подготовкой к по-настоящему важному проекту, который выглядит еще и как работа над ошибками.

К примеру, режиссер, судя по всему, в курсе того, что перегибает с сантиментами, и потому уже готовый сценарий «Шпионского моста» за авторством Мэтта Чармана был для начала полностью переписан братьями Коэн. Разумеется, помощь авторов «Большого Лебовски» — это не панацея («Несломленного» Анджелины Джоли она не спасла), но легкий свинг и свободное дыхание «Шпионского моста» — в значительной степени результат этого шага.

Чтобы более полно понять, о чем речь, представьте, что было бы, если бы «Лебовски» или, допустим, «Фарго» снимал Альфред Хичкок.

«Шпионский мост» сделан легко, остроумно и бойко, каждому из главных героев досталось по узнаваемой реплике, которая накрепко застревает в голове, но не стоит думать, что режиссер хоть в чем-то поступился фирменным стилем. Кроме шуток, Спилберг всегда умел дирижировать эмоциями любого зрительного зала, заставлять синхронно ахать, смеяться или плакать. Он с ювелирной точностью ставит сентиментальные сцены и заставляет работать самые лобовые и размашистые метафоры. И того и другого в новом фильме в избытке — в наилучшем смысле. Скажем, строящаяся прямо в кадре Берлинская стена — банальный символ искусственно разделенного общества, но эту рифму подсказала сама жизнь: город действительно делили примерно в то же время, когда Донован фактически в одиночку договаривался об обмене Абеля на пилота шпионского самолета У-2 Фрэнсиса Пауэрса. Здесь отдельно необходимо отметить работу одного из любимых операторов режиссера Януша Камински («Список Шиндлера», «Мюнхен») — визуально фильм с отрывом побеждает в номинации «Лучшее ретро – 2015».

Что же касается политической составляющей «Шпионского моста», то российскому зрителю не стоит слишком опасаться за свои патриотические чувства.

Спилберг остается прежде всего художником и вслед за героем Хэнкса отказывается слепо принимать чью бы то ни было сторону, выбирает угол зрения. В одном из эпизодов Донован объясняет агенту ЦРУ Хоффману, что их — ирландца и немца — делает американцами единый закон, конституция США. И если в первой половине еще может показаться, что режиссер снял «Шпионский мост» о том, как правильно быть американцем, то ближе к финалу становится очевидно, что речь идет скорее о некотором своде законов, позволяющем нам называться людьми. И это соображение, пожалуй, именно то, что делает новый фильм Спилберга по-настоящему выдающимся. Не просто ценное напоминание в контексте новой «холодной войны», но и информация к размышлению на всю оставшуюся жизнь.

Новости и материалы
В Госдуме призвали прекратить травить россиян канцерогенами
Белоруссия впервые подготовила пилотов гражданской авиации
Мужчина умер от заболевания легких, связанного с кухонными столешницами
Умерла британская писательница Джоанна Троллоп
Эксперт оценил планы Евросоюза по замороженным активам РФ
В Комздраве Петербурга рассказали о состоянии пострадавшего при прорыве трубы
«Еще живой»: Лукашенко рассказал делегации США о своем самочувствии
Зеленский приехал на одно из самых тяжелых для ВСУ направлений фронта
В Одессе часть абонентов осталась без света более чем на трое суток
В офисе Зеленского назвали одно из условий для прекращения конфликта
Завербованная мошенниками россиянка обворовала чужой дом и перевела им деньги
Легенда «Спартака» указал на грубейшую ошибку клуба
Переговоры Лукашенко с делегацией США продолжатся в субботу
«Цепляется за любую возможность». В России назвали цель проведения референдума по Донбассу
Выявлен неожиданный фактор, мешающий излечиться от психических расстройств
Россиян предупредили об опасности хвои живых елок для домашних животных
Ученые создали «пластыри» для восстановления сердца
Подросток заманил семилетнюю девочку в лес, где изнасиловал ее и удушил
Все новости