На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Сбербанк не гарантирует

Сбербанк отказывается признавать свои гарантии, переданные по системе SWIFT: иск рассматривает Московский арбитраж

Сбербанк отказывается признавать собственные банковские гарантии, переданные по системе SWIFT, следует из иска к банку, который начал рассматривать Московский арбитраж. В Сбербанке ссылаются на недобросовестного сотрудника: он, мол, выдал фиктивных гарантий на 300 млн евро, обойдя систему безопасности банка, и об этом банк еще в 2010 году уведомил правоохранительные органы. Истцы недоумевают, почему за грехи сотрудника и ССБ банка должны отвечать его контрагенты.

Арбитражный суд Москвы рассматривает иск ЗАО «Пластима» (UAB Plastima, Литва) к ОАО «Сбербанк России», сообщили «Газете.Ru» в литовской компании. Причиной судебного разбирательства стал отказ госбанка признать действительной свою банковскую гарантию. Как сообщается на сайте суда, 5 сентября в ходе предварительных слушаний суд принял решение о рассмотрении дела по существу. Следующее заседание назначено на 22 октября.

В августе 2009 года «Пластима», занимающаяся торговлей пластмассой, получила от своего российского контрагента ООО «Калининград-Промпласт» банковскую гарантию Сбербанка на сумму 0,5 млн евро в обеспечение обязательств по контракту. SEB bankas, обслуживающий «Пластиму», подтвердил аутентичность и корректность гарантии.

Оплаты за поставки сырья российский партнер не произвел, но в течение последующих четырех месяцев предоставил «Пластиме» еще пять гарантий Сбербанка, общая сумма по которым составила 2,5 млн евро. Все гарантии передавались и подтверждались банками по системе SWIFT.

Так и не получив оплаты по контракту, Роландас Савицкас, директор ЗАО «Пластима», обратился к гаранту должника с требованием о компенсации по гарантии.

Но Сбербанк заявил, что банковская гарантия и дополнения к ней были выданы сотрудником, не имевшим на это полномочий, и отказал в оплате.

«Пластима» обратилась в литовскую прокуратуру. Сбербанк, в свою очередь, инициировал уголовное дело против подозреваемого сотрудника в России.

Как пояснили «Газете.Ru» в Сбербанке, в начале 2010 года в результате проведенных банком контрольных мероприятий были выявлены случаи незаконного использования электронных каналов связи для предоставления несанкционированных банком финансовых обеспечений.
«О выявленных нарушениях банк незамедлительно известил иностранные и российские банки, использующие телекоммуникационную систему SWIFT. Банком также были приняты необходимые меры, направленные на исключение подобных случаев в дальнейшей деятельности банка.

Соответствующие материалы были направлены в правоохранительные органы, на основании которых возбуждено уголовное дело», — говорят в Сбербанке.

По словам адвоката «Пластимы» Евгении Суткене, по иску Сбербанка помимо сотрудника госбанка обвинение было предъявлено бенефициару ООО «Калининград-Промпласт». «Получается, по версии Сбербанка, эти двое находились в сговоре», — комментирует юрист.

Согласно информации, полученной адвокатами ЗАО «Пластима» в рамках расследования уголовного дела в Литве, данный случай не являлся единичным. В рамках соглашения о правовой помощи российские следователи поделились с литовскими коллегами информацией о том, что

в течение одного полугодия 2009 года Сбербанком через систему SWIFT было выдано неавторизованных гарантий и других финансовых документов в адрес иностранных банков на общую сумму около 300 млн евро.

Как следует из письма зампредседателя правления Сбербанка Андрея Донских руководителю службы экономической безопасности ФСБ от 4 июня 2010 года (копия есть в распоряжении «Газеты.Ru»), все документы были выданы одним сотрудником Управления документарных операций и торгового финансирования банка.

По словам Суткене, разбирательства по этим эпизодам выделены в отдельное от иска «Пластимы» судопроизводство. «По тем гарантиям требования, видимо, не наступили и все удалось уладить мирно», — считает Савицкас.

После неудачных попыток внесудебно разрешить конфликт руководство «Пластимы» заявило о намерениях обратиться в арбитраж. После этого, по словам литовских участников дела, банк согласился предоставить компании депозит на 1 млн евро и попросил дать ему еще несколько месяцев на принятие решения.

«Мы понимали, что идет третий год разбирательств и Сбербанк просто тянет время. В августе истекал срок исковой давности», — говорит Суткене.

В итоге компания подала иск в арбитражный суд Москвы. На предварительных слушаниях представители Сбербанка подали ходатайство о закрытой форме заседаний, но оно было отклонено.

На проблему выдачи поддельных гарантий Сбербанк указывал давно. В 2010 году Московский банк Сбербанка распространил пресс-релиз, где рассказал «об активных попытках организованных групп мошенников использовать поддельные гарантии Сбербанка России не только в Российской Федерации, но и за рубежом». Но там речь шла о бумажных гарантиях.

В случае же с ЗАО «Пластима» подделки направлялись с использованием платежной системы SWIFT. «Доступ к SWIFT чрезвычайно ограничен и имеет многоуровневую систему барьеров. Как один работник единолично обходил все ступени защиты – загадка, — недоумевает Суткене. — Нам предоставили все должностные инструкции, но ни одного имени сотрудников, занимающихся передачами по SWIFT».

Инженер Российской национальной ассоциации SWIFT, ранее работавший с системой в банке из десятки ведущих, рассказал «Газете.Ru», что в крупных банках алгоритм работы организован в несколько этапов и за каждый отвечает конкретный сотрудник. Таким образом, исключается вероятность несанкционированных операций.

Как следует из того же письма Донских, недобросовестный сотрудник банка при отправке сообщений по системе SWIFT использовал в качестве подтверждения их подлинности пароли других сотрудников управления.

Представители истца не понимают, почему за проблемы в системе безопасности банка должны отвечать его контрагенты. «Это, вероятнее всего, первый случай в мировой практике, когда банк отказывается признавать свои SWIFT-сообщения, ссылаясь на отсутствие полномочий у сотрудника. — говорит Савицкас. — Мы требуем и будем добиваться от Сбербанка выполнения своих обязательств».

Новости и материалы
Пожизненное дали россиянину, который протащил любимую по дороге и забил кувалдой
В Эрмитаже прокомментировали задержание российского археолога в Польше
В Британии опровергли обвинения Трампа в росте преступности в Лондоне
В Одессы загорелось грузовое судно после прилетов по порту
Меркель объяснила, почему отказалась от своего фирменного жеста
Россиянам объяснили, когда пациент может пожалеть о пластике
Цена фьючерса на серебро обновила исторический максимум
Белые медведи «меняют ДНК», чтобы выжить в глобальное потепление
УЕФА не изменил позицию по допуску сборных России даже на уровне молодежных команд
В ДНР мирная жительница пострадала в результате атаки ВСУ
Хирург объяснили, как ринопластика влияет на возможность забеременеть
Бельгия назвала условие для согласия на конфискацию замороженных активов РФ
Синоптик сообщил, что по Москве «ударил минус»
Популяризатора космонавтики Егорова признали иноагентом
«Феминистка, но по-своему»: Меркель рассказала о гендерной несправедливости в Германии
Генсеку НАТО ответили на призыв готовиться к войне в Европе
Россиянин облил горючим свою мать и малолетнего сына, а затем попытался их сжечь
Власти оценят ущерб имуществу граждан после падения БПЛА на парковке ТЦ в Твери
Все новости