На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Люди исчезнут: как пандемия изменит рестораны и отели

Когда официантов и портье заменят роботы

Пандемия COVID-19 ускорила процессы автоматизации человеческого труда: это дешевле и безопаснее с точки зрения распространения вируса. Роботы не болеют и не заражают посетителей, им не нужен отдых, а срок эксплуатации значительно выше продолжительности службы сотрудника. Когда роботы появятся в ресторанах и отелях и смогут ли заменить людей — в материале «Газеты.Ru».

В Китае из-за пандемии курьеров заменили роботами: в городе Нанкине в разгар эпидемии новой коронавирусной инфекции еще в феврале доставку товаров к сидевшим на карантине жителям поручили аппаратам, которые могли составлять маршрут доставки, пользоваться лифтами и обходить препятствия. Это оказалось спасением, поскольку из-за жестких ограничительных мер входить в микрорайоны не было позволено даже курьерам.

Пандемия коронавирусной инфекции подстегнула интерес в предприятиях сферы обслуживания к аппаратам, которые могут обслуживать людей. Конкуренция с роботами грозит и остальным категориям персонала, работающего в тесном контакте с клиентами: горничным, швейцарам и официантам. По данным американского агентства Research and Markets, в 2019 году объем мирового рынка сервисных роботов превысил $17 млрд. В Японии, США и Сингапуре роботы заняты в гостиничном и ресторанном бизнесе уже несколько лет: они работают на ресепшн или в охране, приносят постояльцам багаж и ужин, убирают номера и помогают на кухне.

Рестораны из-за пандемии рискуют превратиться в столовые, где готовые блюда будут выставлены на охлаждаемых витринах или перемещаться от одного посетителя к другому по конвейерной ленте без участия людей. А живых официантов заменят дружелюбные на вид роботы. Рестораторам придется планировать помещения не только с учетом соблюдения дистанции между гостями, но и с учетом возможности перемещения таких роботов. Обычные двери придется заменить на автоматические, а вместо лестниц сделать траволаторы и лифты. Вместо комнаты отдыха для персонала и кухни с микроволновкой появятся «отстойники» для роботов — при строительстве отелей и существующих объектов нужно будет заранее предусматривать помещения, где роботы будут храниться и заряжаться до следующей рабочей смены.

Все это звучит как серия фантастического фильма о будущем, но это уже реальность. Китайская компания Keenon Robotics запустила производство роботов-официантов еще в 2016 году. Роботы Keenon используют для навигации как 3D-карты, так и специальные метки на потолках. Камера робота, направленная вверх, видит наклейку и направляет его по заданному маршруту. Роботизированные официанты умеют объезжать препятствия и останавливаться, чтобы не сталкиваться с людьми в зале ресторана.

Из 9000 роботов Keenon, которые работают по всему миру, 6000 уже задействованы в гостиничном и ресторанном бизнесе.

Keenon в Китае сотрудничает с такими сетями ресторанов, как Burger King и Haidilao. А недавно компания договорилась о создании бесконтактного ресторана с китайской службой доставки Meituan Dianping.

В Японии, мировом лидере по производству работотехники, в ресторанах для ускорения операций на кухне используют автоматизированную систему. С помощью нее готовят салаты, блюда из яиц, лапшу, делают суши. Первые такие аппараты предложила компания Suzumo: они выдают по 300 роллов в час.

Роботы не только помогают сотрудникам, но и претендуют на их рабочие места. Первую роботизированную гостиницу Henn na построили в 2015 году в японском тематическом парке Huis Ten Bosch. Теперь это сеть из 15 отелей, расположенных по всей Японии. Остановиться в такой гостинице не стоит бешеных денег, цена для Японии вполне адекватная. Создатели отеля планируют построить тысячу роботизированных гостиниц по всему миру.

Гостей в японском отеле встречает человекоподобный робот-ресепционист, внешне похожий на милую японку в белой форме.

Пока постояльцы регистрируются в системе на терминале, она поддерживает несложную беседу на японском. Для англоязычных гостей почему-то отвели робота в виде динозавра. Вещи до номера донесет робот-портье, а разложить их поможет робот-гардеробщик, который выглядит как металлическая рука. Убирают в номере роботы-пылесосы, а для желающих экскурсию по отелю проводит робот-экскурсовод. Даже в аквариумах в ресторане отеля плавают рыбки-роботы.

Технологии в этом отеле имеют не только развлекательный, но и вполне экономический и экологический характер. Так, вместо ключей в отеле используется технология идентификации лиц. Все электрические приборы энергосберегающие, а на крышах установлены солнечные батареи. Освещение в номере работает от датчиков движения. Работают в отеле и настоящие люди — они отвечают за безопасность, чтобы роботы не вышли из-под контроля. На всей территории гостиницы установлены камеры, которые позволяют следить за работой сотрудников, как живых, так и роботизированных.

В США многие отели используют роботов-посыльных. В гостинице Hilton McLean в Вирджинии робот-консьерж информирует гостей отеля об услугах и окрестностях.

На круизных лайнерах американской компании Royal Caribbean роботы-бармены наливают и смешивают напитки из 30 видов алкоголя.

Российские проекты также приобретают популярность на западных рынках благодаря демократичной цене и более удобному для европейцев интерфейсу, хотя 95% их компонентов импортируются. В России придумали робота-официанта и робота Пушкина, который с выражением декламирует стихи. А в прошлом году в парк-отеле Доброград под Владимиром появился робот-администратор: он запоминает лица, сканирует и заполняет документы, принимает оплату, выдает карты для доступа в номер, провожает постояльцев до номера, попутно поддерживая беседу.

В Москве уже есть роботизированная кофейня MontyCafе, в которой кофе готовит робот-бариста. А в 2021 году в Казани появится полностью роботизированный отель на 30 номеров. Его строительство финансирует российская компания Kravt Invest, а IT-подразделение компании Kravt Robotics — снабжает отель роботами собственного производства. Их аппараты смогут распознавать эмоции гостя по голосу и выражению лица, а также анализировать его предпочтения на основе прошлых визитов. В зависимости от этого они будут сами регулировать температуру и освещенность в номере, подавать чай или кофе, предлагать обед, а также услуги парикмахера и SPA. За барную стойку поставят робота-баристу, а в целях безопасности в гостинице будут дежурить роботы-полицейские. Присматривать за роботами все-таки будут штатные сотрудники.

Пока что такие роботизированные отели — частные случаи, но их становится все больше, и роботы будут постепенно внедряться в привычные нам сферы, заменяя людей, считает Валерий Кравцун, основатель Kravt Robotics. По пути автоматизации пойдет и сфера гостеприимства. Согласно исследованию PwC, доля рабочих мест с высоким риском автоматизации достигнет 30% к середине 2030-х годов.

«Один робот в гостинице способен заменить от двух до шести сотрудников, поскольку действует намного быстрее человека и работает круглосуточно, не отвлекаясь на обед и разговоры»,

— объясняет Кравцун «Газете.Ru».

«Подобные гостиницы есть в Австрии, Германии, Финляндии, Китае, США и в других развитых странах. Но пока это очень узкая ниша», — отметил директор по развитию Professional FM Александр Устинов в интервью «Известиям».

При этом официантов, горничных, кассиров и ресепшионистов ждет сокращение: живые контакты клиентов с персоналом уйдут в прошлое. И если сейчас роботы кажутся эксклюзивной дорогой игрушкой, то в будущем именно живые сотрудники будут считаться особенностью заведения. «В будущем места, где клиентов обслуживают живые люди, перейдут в категорию элитных: гостиницы, рестораны и салоны красоты будут заманивать этим посетителей. И цены там будут выше, чем везде, где работают роботы», — пояснил Кравцун.

Новости и материалы
В Госдуме призвали прекратить травить россиян канцерогенами
Белоруссия впервые подготовила пилотов гражданской авиации
Мужчина умер от заболевания легких, связанного с кухонными столешницами
Умерла британская писательница Джоанна Троллоп
Эксперт оценил планы Евросоюза по замороженным активам РФ
В Комздраве Петербурга рассказали о состоянии пострадавшего при прорыве трубы
«Еще живой»: Лукашенко рассказал делегации США о своем самочувствии
Зеленский приехал на одно из самых тяжелых для ВСУ направлений фронта
В Одессе часть абонентов осталась без света более чем на трое суток
В офисе Зеленского назвали одно из условий для прекращения конфликта
Завербованная мошенниками россиянка обворовала чужой дом и перевела им деньги
Легенда «Спартака» указал на грубейшую ошибку клуба
Переговоры Лукашенко с делегацией США продолжатся в субботу
«Цепляется за любую возможность». В России назвали цель проведения референдума по Донбассу
Выявлен неожиданный фактор, мешающий излечиться от психических расстройств
Россиян предупредили об опасности хвои живых елок для домашних животных
Ученые создали «пластыри» для восстановления сердца
Подросток заманил семилетнюю девочку в лес, где изнасиловал ее и удушил
Все новости