На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Это удар по нашей технике и престижу»

Из-за чего Ил-96 президентского авиаотряда застрял в Лиссабоне

В середине ноября самолет Ил-96, на котором чиновники и журналисты кремлевского пула направлялись в столицу Перу на саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), не смог вовремя вылететь из Лиссабона из-за неисправности детали одного двигателя. «RusTopNews.Ru» выяснила причины авиационного инцидента и почему доставки запасной части пришлось ждать так долго.

«Приключения — это результат плохо организованной работы. Мы должны сделать так, чтобы никаких приключений не было», — говорил первый заместитель гендиректора специального летного отряда (СЛО) «Россия» Андрей Тюрин в недавнем фильме журналиста Аркадия Мамонтова, посвященном работе президентского авиаотряда.

19 ноября из-за поломки Ил-96-300 СЛО российские журналисты более чем на сутки застряли в Лиссабоне, не попав на саммит АТЭС в Лиме,

а их злоключения в Португалии едва ли не превзошли по обсуждаемости в СМИ сам саммит.

Как сообщалось, проблема c одним из двигателей самолета возникла при вылете в Лиму буквально на рулежной полосе, после чего пассажирам пришлось провести много часов в ожидании другого самолета из Москвы, который должен был привезти для замены некую запчасть.

О природе самой поломки в тот день сообщалось мало. «Произошла техническая поломка, вышел из строя блок зажигания. Специалисты пытались устранить неисправность на месте», — поясняла пресс-секретарь управделами президента России Елена Крылова.

В итоге общая задержка в связи с технической неисправностью составила 22 часа, и журналисты кремлевского пула опоздали на ряд мероприятий саммита. Известно, что поломка, из-за которой стал невозможен запуск одного из двигателей, случилась уже во время руления самолета, и поскольку на борту уже находились авиапассажиры, собиравшиеся совершить полет,

то формально ее надо отнести к так называемым авиационным инцидентам.

«RusTopNews.Ru» попыталась выяснить, что же случилось с двигателем лайнера и почему небольшая поломка привела к столь длительной задержке. Отказы авиационной техники в различных аэропортах мира случаются регулярно. Но обычно пассажиры не сталкиваются с необходимостью ждать доставки запчастей с другого конца света — для их перевозки быстро находят резервные борта или самолеты других авиакомпаний.

«У авиакомпаний есть договоры с глобальными провайдерами услуг по техническому ремонту и доступу к пулу запасных частей. К примеру, один из крупнейших европейских игроков — »Люфтганза Техник». Как правило, провайдер находит нужный блок и отправляет его ближайшим рейсом, с которым летит и технический персонал, сертифицированный для выполнения этих работ», — пояснил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Однако это касается самолетов известных мировых марок, которые летают по всему миру. Самолетов же Ил-96, с одним из которых случилась неприятность в Лиссабоне, в России летает всего около десяти (еще пять — на Кубе). А двигателей ПС (организация запрещена в России)-90, которые стоят на этих самолетах, а также на самолетах Ил-76, Ту-204 и Ту-214, выпущено около трехсот, поэтому говорить о наличии запчастей к ним в других частях мира не приходится.

«Были прецеденты, когда самолеты специального летного отряда где-то застревали из-за каких-то проблем, как застревают и самолеты авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы. Но частота подобных случаев у самолетов СЛО может быть несколько ниже, так как ниже интенсивность эксплуатации и потому что по-другому решаются вопросы, связанные с агрегатами», — пояснил Пантелеев.

Какая же деталь вышла из строя и заставила ждать замены, привезенной из Москвы? Как выяснила «RusTopNews.Ru», речь идет о так называемом агрегате зажигания ПВФ-22-20, который изготавливается Уфимским научно-производственным предприятием (УНПП) «Молния», входящим в холдинг «Технодинамика» госкорпорации «Ростех».

«Двигатель ПС-90 — хороший»

В чем особенность двигателей самолетов Ил-96-300 и как устроено зажигание топлива в современных турбореактивных двигателях, «Газете.Ru» пояснил доцент кафедры «Конструкция и проектирование двигателей» МАИ Валерий Нестеренко — главный специалист вуза по конструкции двигателей ПС-90, принимавший участие в их разработке.

На самолетах Ил-96-300 стоят двигатели ПС-90А2 — модификация, которая разрабатывалась совместно с компанией Pratt & Whitney, серия А2 отличается улучшенными характеристиками. Друг от друга серии А, А2 и А3 отличаются в основном конструкцией компрессора, которая влияет на такие параметры, как, например, КПД и экономичность.

В остальном их системы, в том числе зажигания, идентичны.

«Агрегат зажигания — довольно простое устройство, оно всего лишь преобразует силу тока, в нем стоит конденсатор, по сути, там ломаться нечему. От него по высоковольтным проводам ток подается на свечи зажигания, в которых происходит разряд одновременно с подачей топлива», — рассказал Нестеренко. Для надежности этот агрегат имеет два канала.

«Сначала турбостартер через центральную коническую передачу раскручивает вал компрессора высокого давления. При определенной частоте вращения ротора турбина подхватывает, происходит запуск», — пояснил специалист.

«Говорить об отказе или поломке системы пока рано, необходимо дождаться заключения экспертов, которых вызвали для устранения неисправности. Судя по описанию, речь идет не об отказе системы зажигания, а о выключении автомата защиты в одном из двух ее независимых дублирующих каналов», — рассказали «Газете.Ru» в УНПП «Молния».

На этой фирме сразу после инцидента получили уведомление от СЛО о необходимости вылета их сотрудников в Москву для проверки и устранения причин неисправности.

«Ил-96-300 является четырехдвигательным самолетом, на каждом из них стоит двухканальный агрегат зажигания. В свою очередь, каждый из каналов обеспечивает независимый розжиг топлива, что позволяет избежать отказа системы и обеспечивает высокую степень ее надежности, — добавили в «Молнии». — Показатели безотказности наших агрегатов соответствуют нормам, заданным в ТЗ на разработку, а за период эксплуатации ПВФ-22-20 (всего было выпущено 476 единиц) случаев отказа двух каналов одновременно зафиксировано не было».

Отказ, произошедший в Лиссабоне у лайнера президентского авиаотряда, — случай действительно чрезвычайно редкий.

По данным официальной статистики, за последние десять лет с самолетами серии Ил-96 не было ни одного подобного отказа, связанного с системами зажигания. При этом, как пояснил «Газете.Ru» источник в авиационной отрасли, двигатели на самолетах СЛО стоят новые,

их заменяют в среднем после 50 часов налета.

«Это второй подобный случай за последние 15 лет», — поясняла пресс-секретарь управделами президента России Елена Крылова. В самом СЛО за комментариями посоветовали обращаться в управление делами президента.

По словам Нестеренко, точно такие же агрегаты зажигания стоят на президентских Ил-96-300ПУ (пункт управления). «От такого отказа, к несчастью, никто не застрахован. ПС-90 — хороший, но его несчастье — малое количество изготовленных двигателей. Это, конечно, скандал, удар по нашей технике и нашему престижу», — добавил специалист.

По данным «Газеты.Ru», для расследования инцидента создана комиссия ГосНИИ ГА, неисправный агрегат зажигания доставлен на предприятие «Молния», где специалисты выясняют причину неисправности.

 
Российские подростки подсели на алкогольные конфеты. Почему им их продают и опасно ли это