На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Готовят новые преступления»: заключенным отключат связь

Заключенных могут отключить от сотовой связи

Операторов могут обязать отключать заключенных от сотовой связи по требованию ФСИН — соответствующий проект 9 января внесли в Госдуму. Его авторы подчеркнули, что с 2017 по 2018 год число мошеннических преступлений, совершенных в местах лишения свободы с помощью телефонов, выросло с 300 до более 500 случаев. Между тем операторы и эксперты заявили «Газете.Ru», что данный проект может помешать «законопослушным абонентам», а также заключенным, которые хотят связаться с близкими.

В Госдуму внесли законопроект об отключении мобильной связи в местах лишения свободы. Как указано в документе, данное нововведение необходимо в связи с ростом преступлений, связанных с телефонным мошенничеством со стороны заключенных.

С инициативой 9 января выступили зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, глава комитета Василий Пискарев, а также председатель комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

В законопроекте авторы предлагают руководителям территориальных органов уголовно-исполнительной системы (УИС) обращаться к операторам с запросом о прекращении оказания услуг связи любому заключенному, который использует мобильный телефон.

При этом, если нововведение вступит в силу, операторы будут обязаны содействовать правоохранителям и блокировать абонента, который отбывает наказание в колонии или содержится в СИЗО.

Между тем лицензионные условия российских операторов гласят, что они не могут лишить клиента связи, но в проекте указано: в случае заключенных данные правила не работают — оператора не привлекут к ответственности за исполнение просьбы правоохранителей.

«RusTopNews.Ru» отправила запрос нескольким операторам — в МТС и «Мегафоне» отказались комментировать законопроект. Между тем в «Билайне» заявили, что не хотят, чтобы инициатива депутатов каким-либо образом ущемляла права их «законопослушных клиентов», отметив, что они уже выполняют все требования, предписанные законодательством.

Отметим, что согласно статье 116 УИК РФ подозреваемые, обвиняемые и осужденные не могут быть клиентами операторов, так как им разрешено звонить родственникам только с помощью таксофонов, установленных в учреждении — мобильные телефоны иметь при себе строго запрещено. На данный момент по п. 1 ст. 15 №144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» силовики уже могут требовать блокировку сим-карт, однако для этого им необходимо доказать, что при использовании телефона заключенный нанес кому-либо вред.

Авторы законопроекта отмечают, что несмотря на эти меры число нарушений в местах лишения свободы, связанных с мобильными телефонами, «остается высоким». Так, в 2018 году в колониях и СИЗО изъяли более 56 тыс. средств связи, в то время как в 2017 году их было 64 тыс., а в 2016 году — 69,5 тыс.

Незначительно снижается и число людей, которых задержали за передачу или попытку передачи мобильных телефонов заключенным: так, в 2017 году на данном нарушении поймали около 6 тыс. человек, а в 2018 — 5 тыс.

В то же время количество преступлений мошеннического характера с использованием мобильных телефонов со стороны заключенных стремительно растет: в 2017 году их было около 300, а в 2018 стало уже более 500.

Как пояснил автор проекта Александр Хинштейн, под подобными преступлениями чаще всего подразумеваются мошеннические колл-центры, передавало принадлежащее Григорию Березкину издание РБК. В это понятие входит незаконно организованные на базе мест лишения свободы группы заключенных, которые рассылают абонентам российских операторов сообщения с предложением быстро разбогатеть, вложив немного денег, или, представляясь сотрудниками банка, просят собеседников назвать код из сообщения, после чего крадут деньги с его карты.

В то же время замдиректора ФСИН Валерий Максименко рассказывал «Газете.Ru», что с помощью мобильных телефонов заключенные могут совершать еще более серьезные преступления. «Люди звонят подельникам, планируют новые преступления, влияют на свидетелей — вот с этим надо бороться. Есть преступные сообщества, в которых по 200-300 активных членов — если их лидер сидит в тюрьме или колонии, то по одному его звонку подчиненные начинают запугивать всех. Самое главное, они таким образом планируют новые преступления, и они их в итоге совершают», — отмечал он.

Однако, по словам экс-секретаря Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы и вице-президента российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Ивана Мельникова, привлекать к ответственности за нарушения, связанные с телефонами, необходимо не только заключенных, но и сотрудников ФСИН.

«Это, к сожалению, бизнес, основанный на коррупции. Практически вся передача телефонов, сим-карт идет через сотрудников СИЗО и колоний. Каким-нибудь оперативникам или даже руководству учреждения незачем писать оператору. Они это могут делать только для того, чтобы продавать больше сим-карт заключенным», — сообщил «Газете.Ru» экс-секретарь ОНК Москвы.

Он отметил, что отбывающие наказание часто жалуются, что сотрудники ФСИН под угрозой отнять какую-либо вещь или право на звонок родственнику через таксофон вынуждают заключенных покупать у них мобильные телефоны.

«Из-за этого произошел такой случай: родственникам подозреваемого из Бутырки звонили его сокамерники и угрожали, что, если им не переведут деньги, то их близкому в СИЗО будет плохо. Потом умер человек — на его теле нашли многочисленные гематомы»,

— рассказал Мельников.

Он добавил, что поддерживает инициативу депутатов, однако считает, что ужесточение правил пользования телефонами в местах лишения свободы не должно касаться звонков родственникам. Так, по словам экс-секретаря ОНК, на данный момент арестованные могут звонить только с позволения суда или следователя — при этом они выбирают определенные номера, которые принадлежат родственникам, не имеющим отношения к уголовному делу. Между тем во время беседы с близким сотрудник ФСИН обязан находиться рядом с заключенным.

«В итоге следователи часто в качестве давления используют звонки. Угрожают, что, если подозреваемый не подпишет какую-то бумагу, то ему не разрешат позвонить жене или сыну. А представьте женщину, которая сидит в СИЗО и готова на все, чтобы связаться с ребенком», — сообщил Мельников.

По его мнению, чтобы пресечь эти нарушения со стороны правоохранителей, необходим закон, легализующий звонки родственникам.

Новости и материалы
Мэр Харькова предрек городу «самую тяжелую зиму» с начала СВО
Бывший аналитик ЦРУ предупредил о последствиях поставок Tomahawk на Украину
Глава КНДР призвал членов Трудовой партии Кореи избавиться от пороков
Появились подробности по делу экс-депутата Напсо
Власти Ростовской области сообщили об уничтожении беспилотников
В регионах РФ в течение ночи перехватили почти 20 украинских беспилотников
Суд в Приморье оставил в СИЗО французского велосипедиста
Сообщения о появившемся в сети телефоне главы семьи Усольцевых не подтвердились
В РФ пройдут проверки авиакомпаний на фоне роста числа авиапроисшествий
Россиянам объяснили, как растянуть 28 дней отпуска на два месяца отдыха
На Западе усомнились в способности РФ создать «опережающий физику» МиГ-41
Хакеры научились атаковать компании РФ через кружки с подогревом и другие «цифровые мины»
Врач предупредил, что потеря одного зуба запускает «эффект домино» для всей челюсти
Противники Пашиняна почти набрали необходимое число депутатов для импичмента
Аналитик объяснил, почему власти изменили прогноз по рублю
Названы риски беспроцентной ипотеки для рабочих
Названа цель российских «Гераней» в Одесской области
Иа-Иа спас жизнь 86-летней хозяйки, упавшей во время прогулки
Все новости