На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Пользователи хотят всего и сразу

Пользователи интернета не хотят жертвовать конфиденциальностью

Пользователи интернета хотят всего и сразу: они открывают свои профили в социальных сетях, не меняют пароли и пренебрегают правилами интернет-безопасности, но при этом считают, что их данные должны быть надежно защищены. Единственный способ исправить ситуацию — активное информирование и постоянное обучение пользователей, убеждены эксперты.

Корпорация EMC, крупный поставщик решений для хранения данных, представила результаты исследования об отношении к конфиденциальности в интернете. В исследовании приняли участие 15 тыс. респондентов из 15 стран.

Исследование продемонстрировало, что поведение пользователей зачастую парадоксально: прежде всего, пользователи не хотят жертвовать конфиденциальностью, но при этом не желают терпеть из-за этого неудобства. Во-вторых, большинство из них признают, что не предпринимают никаких действий для защиты собственной конфиденциальности и попросту перекладывают ответственность на IT-компании и правительственные органы. И наконец, пользователи социальных сетей свободно открывают доступ к своим страницам, но утверждают, что ценят конфиденциальность и не доверяют безопасности социальных сетей.

Восприятие интернет-безопасности зависит от того, что именно пользователь делает в интернете, подчеркивают аналитики. Так, респонденты, выступающие в роли пользователей соцсетей, были наименее готовы пожертвовать своей конфиденциальностью, в то время как пользователи госуслуг демонстрировали большую готовность пожертвовать конфиденциальностью ради того, чтобы эффективнее использовать предоставляемые госучреждениями сервисы.

Россия занимает 7-е место из 15 в индексе конфиденциальности EMC, демонстрирующем среднюю готовность пользователей в стране к раскрытию информации ради удобства.

В рейтинге лидируют азиатские страны: первые три позиции занимают Индия, страны Ближнего Востока и Китай и Гонконг, далее следуют Мексика, Бразилия и Италия. Жители развитых стран, как правило, наименее готовы поступиться своей личной информацией; строже всего к этому относятся жители Германии, далее следуют Австралия и Новая Зеландия, Великобритания, Нидерланды, Канада, а также Япония и США.

38% российских пользователей готовы пожертвовать своей конфиденциальностью ради удобства (средний показатель по всему миру — 27%), а для 44% россиян конфиденциальность оказалась важнее (по всему миру эта доля составляет 51%).

Российские пользователи считают, что безопасность их личных данных находится под угрозой, и уверены, что ситуация будет только усугубляться. 48% опрошенных EMC россиян убеждены, что сегодня конфиденциальности стало меньше, чем год назад, а 81% ожидают, что она ухудшится в следующие пять лет.

В России 61% пользователей сталкивались с утечкой информации, однако россияне все равно невнимательно относятся к защите конфиденциальности: 67% забывают регулярно менять пароли, 41% не меняют стандартные настройки конфиденциальности в социальных сетях, а 49% используют незапароленные мобильные устройства.

Одна из возможных причин такого поведения пользователей — в том, что их риски в большинстве случаев невелики. Взлом страницы в соцсетях или личной электронной почты, используемой для регистрации на форумах, как правило, не ведет к каким-то реальным потерям, а только лишь к неудобствам, отмечает гендиректор специализирующейся на ИБ компании Zecurion Алексей Раевский.

«Понятно, что такие эфемерные и одноразовые неудобства пугают пользователей гораздо меньше, чем ежедневные, связанные, например, с придумыванием, запоминанием и периодической сменой сложных паролей, причем разных для различных ресурсов. Хуже, что такие шаблоны поведения пользователей переносятся на работу с более важными ресурсами, например с интернет-доступом к своему банковскому счету, а это уже может привести к более печальным последствиям», — рассуждает он.

Единственным средством исправить ситуацию остается активное информирование и постоянное обучение пользователей, считает антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Ложкин. «IT-компании и профессионалы в области информационной безопасности должны уделять достаточно времени этому вопросу», — рекомендует он.

Алесей Раевский настроен более пессимистично. «Я думаю, что ничего для этого сделать нельзя, да это и бессмысленно. Каждый пользователь сам оценивает свои риски при использовании информационных технологий и, соответственно, выбирает ту или иную стратегию поведения», — рассказал он «Газете.Ru».

Переложить ответственность за безопасность пользователей на государство невозможно, считает Раевский. «Государство не может следить за тем, какие пароли придумывают граждане, в какой карман они кладут бумажники при поездке в общественном транспорте и ставят ли они железные или деревянные входные двери в своих квартирах. Государство всегда реагирует на уже совершившееся правонарушение, если оно имело место», — подчеркивает он.

В настоящее время российское законодательство о персональных данных недостаточно учитывает современный уровень развития интернета и существенно замедляет развитие электронной коммерции и облачных сервисов, отмечает глава Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко. «Мировая практика в области законодательства о персональных данных базируется на отношении к персональной информации как к товарным активам, например как к воде, золоту или нефти. И, подобно этим активам, персональные данные должны защищаться сводом торговых правил, подразумевающих получение, хранение и утилизацию. Однако в отличие от осязаемых активов персональная информация не расходуется при использовании, напротив, ее ценность только возрастает. Технологии добычи и обработки большого объема информации (Big Data) ведут к новым способам использования данных и увеличению их ценности», — пояснил он.

Что касается крупных интернет-сервисов, они не всегда заинтересованы в серьезных мерах безопасности: они зачастую ухудшают удобство использования сервиса, и это может отпугнуть пользователей. Поэтому интернет-сервисы стремятся найти компромисс между безопасностью и удобством, что выражается в неочевидности настроек безопасности, а установки по умолчанию чаще отвечают требованиям по удобству, считают эксперты.

Новости и материалы
В Одессы загорелось грузовое судно после прилетов по порту
Меркель объяснила, почему отказалась от своего фирменного жеста
Россиянам объяснили, когда пациент может пожалеть о пластике
Цена фьючерса на серебро обновила исторический максимум
Белые медведи «меняют ДНК», чтобы выжить в глобальное потепление
УЕФА не изменил позицию по допуску сборных России даже на уровне молодежных команд
В ДНР мирная жительница пострадала в результате атаки ВСУ
Хирург объяснили, как ринопластика влияет на возможность забеременеть
Бельгия назвала условие для согласия на конфискацию замороженных активов РФ
Синоптик сообщил, что по Москве «ударил минус»
Популяризатора космонавтики Егорова признали иноагентом
«Феминистка, но по-своему»: Меркель рассказала о гендерной несправедливости в Германии
Генсеку НАТО ответили на призыв готовиться к войне в Европе
Россиянин облил горючим свою мать и малолетнего сына, а затем попытался их сжечь
Власти оценят ущерб имуществу граждан после падения БПЛА на парковке ТЦ в Твери
Политолог объяснил, почему ЦБ подал иск к Euroclear
Лыжница Степанова объяснила решение не подавать заявку на нейтральный статус
МРОТ в 2026 году почти на треть превысит прожиточный минимум
Все новости