На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Пьющие женщины победят

Нашумевший роман Ларса Кристенсена «Полубрат» оказался крепко срубленной сагой о сильных женщинах и слабых мужчинах. Читателям без зубов не рекомендовано.

Норвегия своих писателей любит, и в честь выхода на русском языке романа «Полубрат» в посольстве королевства случилась презентация. Был и автор – мужчина вполне раскованный, видавший виды, поэтому основную информацию выдал прямо во вступительном слове. «Я прежде всего рассказчик, — сказал он, — для меня это очень важно». А еще Ларс Кристенсен поэт, а еще принимает живое участие в деятельности одной из рок-групп, сотрудничает с кинематографом, в общем, литературой занимается не из башни слоновой кости, весьма разносторонен. Очень просто высказался и об истоках своего творчества: «На мое поколение одинаково сильное впечатление произвели и Клинт Иствуд, и Достоевский».

Похоже, так оно и есть, только с годами Достоевский начинает побеждать.

«Полубрат» – роман о семье. Опять же по признанию самого Кристенсена, в Скандинавии развился едва ли не литературный культ семьи. Тяготеют теперь викинги к сагам не о далеких походах, а о маленьких людях в естественной среде обитания. Соответственно, круто меняется половой состав героев: в семье женщин не просто много – они и есть настоящие «герои», все подвижничество на них. В этом смысле норвежский быт мало отличается от отечественного, по крайней мере, в описании Кристенсена. Мужчины у него существа приходяще-уходящие, вечно чем-то расстроенные, к тому же пьющие, а сильные северные женщины твердо рулят ладьей, особо не запариваясь происходящим за бортом.

Они, конечно, тоже бывают пьющие и расстроенные, но играют за одну команду, и в конечном счете победят.

Примерно так это выглядит в романе, хотя если кому-то показалось, что речь идет о сценарии для тягомотного телесериала, то он ошибается.

Прежде всего Кристенсен и правда весьма сильный автор, не зря его так активно переводят последние годы.

Нам повезло: Ольга Дробот со своей работой справилась просто отлично, вряд ли в оригинале текст лучше. Читать по-настоящему приятно, хотя текст чуточку «холодный», но ведь этого мы всегда и ждали от северян. Кроме того, Кристенсен рассказчик, и рассказчик великолепный, у него все выверено, взвешено. В начале читатель «заманивается» в роман, словно в детектив, обозначаются основные персонажи, ключевые точки истории, а уж дальше ниточка разматывается не спеша, хотя сюрпризов хватает. Еще одно признание автора: на обдумывание и планирование романа у него уходит столько же времени, сколько и на собственно написание. Педант, ничего не скажешь, но результат того стоит.

Какая судьба ждет романы Кристенсена в России? Вряд ли многие будут его читать в метро.

Мураками, казалось бы, тоже из поколения «Клинт Иствуд и Достоевский», но по сравнению с норвежцем куда как проще, даже слащавей.

Кристенсен не обыгрывает одну и ту же мысль на протяжении всей книги с разных точек зрения, не заигрывает с мистикой, сторонится простых, функциональных героев. У него все по-взрослому, все как у Гамсуна – одного из его литературных кумиров (не путать с фашистскими закидонами норвежского классика, об этом немало в романе). Кристенсен хочет продолжать традиции большой литературы, и в «Полубрате» Клинт Иствуд постоянно сдает позиции. Ни выстрелов, ни чувственных порносцен от автора не дождешься, рассказ все время идет о главном, без лирических или комических отступлений. Ну, а главное, как известно, – люди.

Людям свойственно жить и умирать, а в свободное время усваивать вечные истины, тем и занимаются герои Кристенсена, сильные женщины и слабые мужчины. Добавить к этому особо нечего, дело лишь в качестве работы. Норвежец исхитрился наполнить весьма толстый том ровными, сильными образами, протянуть цепочку эпизодов аккуратно, но не скучно. Безусловно, Ларс Кристенсен – один из самых интересных современных авторов, а на фоне многочисленных любителей «актуальных тем» еще и весьма оригинален. Не испугала бы только эта оригинальность читателей, все же привыкли уже к мягкой пище.

Ларс Сааби Кристенсен, «Полубрат». «Махаон», 2005.

Новости и материалы
В Польше рассказали о влиянии ФСБ на Службу контрразведки
Аэропорт Геленджика ограничил прием и отправку рейсов
Жители Орла слышат громкие звуки на фоне опасности атаки БПЛА
В Севастополе военные отражают атаку ВСУ
Евгений Миронов сделал редкое заявление о сыне
Зеленский встретится с представителями Трампа и «европейскими друзьями»
Мерц допустил возвращение воинской повинности в Германии
Звезда КВН Картункова поделилась планами на Новый год
Лыжник Коростелев рассказал об атмосфере на Кубке мира
Жителей Кубани предупредили об угрозе падения БПЛА
Силовики начали выпускать гостей вечеринки moloko plus из бара
Белоусов вручил звезду Героя России оператору FPV-дрона с позывным «Филин»
Россия установила исторический рекорд по золотым медалям на чемпионате мира по боксу
В Европе предрекли скорое освобождение Одессы российскими военными
Коростелев о 52-м месте на Кубке мира: я не спринтер
В Киеве зрители остались без света на концерте Макса Барских
Белоруссия готова экспортировать удобрения, используя любые порты
42-летняя звезда «Универа» в мини-платье с голой спиной снялась на отдыхе в Дубае
Все новости
Госплан, дефицит и пятилетки: как работала плановая экономика и можно ли к ней вернуться
Теперь вы знаете